Подавляющее большинство увлеченных танго, если не сказать что все, переживают кризисы на этапах своего танцевального развития. Но так ли это необходимо? Действительно ли кризисы являются неотъемлемой частью обучения танго? Давайте попробуем разобраться. Начну, во-первых, с определения слова кризис. Возьмем его, например, с википедии:
Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния,[1] перелом,[2] состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.[3]
Кризис проявляет скрытые конфликты и диспропорции. Яркий пример кризиса — революция.
То есть основная засада кризиса — неадекватность имеющихся средств текущей ситуации. И чем больше разрыв между тем, что есть, и тем, что нужно, тем хуже состояние и сильнее страдания. А если разница мала или очень мала? Подозреваю, что большинство это никак не посчитает кризисом. Ну да, немного не то получилось, но мы сейчас все скорректируем и пойдем дальше. А если разрыв все таки большой, но его можно легко устранить имеющимися ресурсами? Думаю тоже на кризис это не тянет. Как говорят, «проблема, решаемая за деньги — не проблема, а приобретение». Выходит, ключевые факторы кризиса: приносящая страдания глобальная разница между существующим и желаемым, которую нельзя устранить имеющимися ресурсами (и время, точнее, его количество — тоже ресурс). Ну и как это относится к танго, спросите вы? Самым непосредственным образом. :о)
Словить танго-кризис на любом этапе очень легко:
У меня не получается ничего, вообще ничего!.. У меня перестало получаться даже то, что выходило раньше.. Я занимаюсь уже целых три месяца, но все еще не могу сделать все крутые штуки Педры Гомеса.. Я классный, но со мной никто не хочет танцевать.. Уже длительное время не чувствую никакого прогресса.. У меня нет своего партнера.. У меня есть свой партнер.. Вся радость ушла, нет даже намека на удовольствие от процесса.. Я все умею, всех знаю, бессмысленно и скучно.. Не с кем танцевать, вокруг одни приземленные, зашоренные уродцы.. Уверена, любой тангоман легко сможет дополнить список.
У человека есть понимание, представление, или иллюзия :о) как должно быть, есть вИдение происходящего — и оно совсем не такое, как нужно или хотелось бы, и есть Большие Страдания по этому поводу. Ну и что? Что с этим делать-то, «доктор»? На самом деле, все находят собственные пути разрешения таки возникшего кризиса. Для начала расскажу о своих способах борьбы с этим неприятным явлением.
Работа с телом
Танго танец. А основной инструмент танца — тело. И подавляющее большинство «не получается» связаны с плохим состоянием тела или недостаточным его чувствованием. Лично я пережила много подобных кризисов — я не могу сделать этот шаг, эту последовательность; я падаю; мне мешают руки/ноги/попа/партнер; я не могу повести на это; нормальный человек не может так ходить/стоять/скрутиться!; я не слышу эту дурацкую слабую долю; я не могу то, не могу это, не могу.. Приятного здесь прямо скажем, мало. Демотивирует сильно и больно. Но есть и хорошая новость — тело тренируется. Как и ощущение тела, которое у современного офисного работника в откровенно плачевном состоянии. И в этом плане любая физическая активность, особенно доставляющая удовольствие, увеличивает шансы на достижение успеха. Прошу обратить внимание — не гарантирует, а увеличивает. Но и этого более чем достаточно, поскольку любой двигательный навык поддается развитию.
На самом деле, это самый очевидный и трудоемкий для преодоления тип кризиса. Поскольку для освоения нового навыка нужно время (иногда много), настойчивость и желание. Кстати, я считаю что с последнего — с желания — стоит начинать. Потому что, а может мне оно на самом деле и не надо вовсе? Лучше бы понять это как можно раньше, и сберечь время, деньги и нервы. Но если таки надо, тогда нужно браться за дело, так как результат того стоит. Этот кайф от «я могу!» сложно передать, особенно если путь не был усыпан розами.
Для преодоления таких кризисов лично я ОЧЕНЬ много практиковалась и пробовала, а еще занялась «банальной» физкультурой (хотя и не в связи с танго). А также ходила на занятия и тренинги танцевально-двигательной терапии и практики смежных дисциплин. И это было самое тяжелое испытание. Чтобы представить, расскажу пару страшилок. :о)
Я обнаружила свое дыхание (смейтесь-смейтесь). И несколько месяцев задыхалась, не в состоянии начать дышать так, как мне хотелось. Я обнаружила свое тело, просто таки напичканное мышечными напряжениями. И больше года жила в состоянии «все болит, ничего не помогает, верните как было!». Полностью я до сих пор не избавилась практически ни от одного зажима, хотя сейчас мне они почти перестали досаждать. На терапии пришлось выявить и проработать множество ситуаций, эмоций, воспоминаний, «запертых» в теле. Понятное дело, это был почти сплошной негатив. И все это пришлось вытащить и пережить, в слезах и соплях.
Если бы мне сказали заранее, что меня ждет, я бы ужаснулась. И пошла бы на это еще раз. Потому что результат того СТОИТ. Занимаясь телом, вы вернете его себе. А вместе с ним и радость, краски, полноту жизни. Улучшите здоровье, самочувствие, настроение. Must do. Если еще не начали, начните прямо сейчас, хотя бы с зарядки по утрам.
Контактная импровизация
С одной стороны, это напрямую относится к телу. С другой, КИ (для краткости) развивает навыки, которые гораздо шире «простой» физиологии, поэтому я хочу вынести это в отдельный пункт. Лично у меня случился серьезный прорыв в танго после того, как я начала практиковать КИ. Почему?
Я считаю, что КИ через тело развивает такие фундаментальные навыки, как внимание и взаимодействие — с собой, с пространством, с партнером. Она учит быть. Быть в теле, в процессе, в здесь и сейчас. КИ учит телесной осознанности. Все это жизненно важно для танго, для его качества. Находясь в потоке (присутствуя в контакте с собой, пространством, партнером) получаешь доступ к безграничным творческим возможностям, к импровизации. Забавный «артефакт» — возможность делать что-то, что потом не можешь сам сознательно повторить. И это круто. :о)
Новизна
Ходите к одному преподавателю третий год без видимого прогресса и вас это расстраивает? А зачем? Давно пора пройтись по всем студиям хотя бы на пару пробных занятий для знакомства с другими учителями. Что, в вашем городе только одна школа? Съездите на семинар в ближайший доступный вам город. Попробуйте совместить отпуск с посещением уроков или фестиваля. Просто сходите к кому-то еще. Сделайте что-нибудь для себя. И дело не в том, что ваш преподаватель «плохой» (хотя такое тоже возможно). Не знаю почему так происходит, но многие, часто миллион раз переслушанные в жизни слова обретают глубокий смысл и вес в устах кого-то определенного. С накоплением опыта убеждаюсь, что по-большей части практически все учителя говорят об одном и том же. Что в этом всем разного (помимо используемых слов), так это люди, которые говорят. Важна личность, воздействующая на вас. Иногда пара слов такой личности способна привести к мгновенному инсайту и последующим глубоким трансформациям в вашей душе, вашем теле. И как следствие, вашем танце. Я помню два совершенно незамысловатых разговора с двумя разными выдающимися аргентинскими танго-учителями, которые оказали на меня огромное влияние.
К чему я призываю? Найдите своего учителя, которого именно вы слышите и понимаете лучше всего.
Новизна может разжечь вашу былую страсть к танго не только в лице другого преподавателя, но и — логичнее всего — в лице новых партнеров, способных поделиться с вами новыми для вас ощущениями. Для меня выходом из одного затяжного танго-кризиса стал один единственный танец с Сильвиной Вальс (она вела). Сказать что это было круто, ничего не сказать! Я поняла что до этого не имела ни малейшего представления о динамике, импровизации, музыкальности.. «Дорогая, то что мы считали оргазмом, на самом деле было астмой!» :о) Как чистый глоток воздуха после тесного помещения, где чуть не задохнулся. Когда вдруг видишь выход из давно надоевшей серости и одноитожести, понимаешь куда бечь, кризис как рукой снимает.
Ответственность
Точнее, адекватное ее взятие. Сейчас объясню.. Расскажу со стороны партнера, но партнерш это тоже касается, правда чуть по-другому. С начала обучения очень долгое время я считала, что ведение — это такой процесс управления партнершей чтобы она делала что задумано и не делала ничего другого. Партнер таким образом является неким «водителем кобылы», который только и занимается, что заботится о партнерше как о физически неполноценном существе: водит ее везде «под ручку», поддерживает, собирает ей ноги, доводит до оси, доворачивает и прочее. По сути, партнер танцует партнершей. Я сейчас не к тому что партнеру это все не надо УМЕТЬ делать. Я к тому, что мое тогдашнее представление о танце партнера ограничивалось ТОЛЬКО этим. Опустим влияние преподавателей на формирование такой картины, хотя сдерживаться трудно. Лучше поговорим о хорошем. :о)
Так вот, надо ли рассказывать, что взятие такой тотальной ответственности за движение другого человека очень тяжело? Со своим телом бы договориться, а тут перед тобой еще дополнительный источник проблем. Какая такая радость? «Тяжелый работа», которую уже хочется бросить побыстрее. Когда мне наконец показали, что на самом деле каждый партнер танцует сам и движение другого его собственная забота, облегчение было громадным (умножьте вес партнера на величину придавившей ответственности за него — примерно на столько килограмм мне полегчало :о) )! Я двигаюсь сама, мой партнер двигается сам, ура, свобода!
Перерыв
Самый смешной способ борьбы с кризисами. Вернее, таковым он был у меня. Одно время мы с моей партнершей занимались у одного известного московского преподавателя. Период был тяжелый, ничего не получалось, мы с ней чуть не разругались в пух и прах на почве танго, которое нам обеим уже стояло поперек горла. В итоге мы сделали большой перерыв в занятиях в несколько месяцев, не практиковались и кажется даже не танцевали вообще. Благо время совпало с летними отпусками. Когда осенью мы попали первый раз на занятие, первый раз после долгого перерыва встали в пару, наш учитель посмотрев на нас, довольно изрек «Ну вот, сразу видно что вы занимались!» :о) Удивительное дело, но в нашем случае отвлечение сказалось на нашем танго как нельзя лучше. Поэтому если вы долго бьетесь головой в непреодолимую стену, возможно вам стоит на время сменить деятельность, переключиться на что-то более приятное. Быть может отдохнув и вернувшись вы увидите, что ваша стена пропала. Или свежим взглядом легко обнаружите способ решения проблемы.
Ожидания
Потихоньку подбираемся к самому интересному. Что может быть хуже ожиданий? Ожидания не оправданные. К сожалению, практически всегда они таковыми и становятся. Будто есть некий контракт, по которому мир, другие либо ты сам должен что-то определенное. Это портит жизнь во всем, не только в танго. В танго же ожидания являются благодатной почвой для развития кризисов. Тем более, что танго парный танец, всегда есть кому предъявить счет. Партнер не делает что нужно или делает что не надо, ведет или следует не так, как должен. Прогресс не такой, как хотелось. Я не такой на все руки мастер, каким обязан быть. А уж если я отстаю по скорости изучения финтифлюшек от Васи, который ведь гораздо глупее меня, так и вообще труба. Что делать? Для начала выяснить, есть ли у вас на самом деле ожидания, и если да, какие конкретно. Задача эта, прямо скажем, в одиночку нетривиальная. Но если «открыть свой разум», можно попробовать обойтись и без психолога. Один из косвенных признаков порушенных ожиданий — недовольство собой или чаще другими. Честно скажу, без неоправданных или завышенных ожиданий живется гораздо легче и веселее, в том числе и в танго.
Отношение
На мой взгляд, это самое важное после тела. Сформированный алгоритм отношения человека фундаментально сказывается на всей его жизни. Если алгоритм неудачный, то фатально. Это такая малюсенькая и не очевидная вещь, что заметить ее самостоятельно почти нереально. Но влияние отношения огромно. Для меня сейчас само танго, его суть — это отношение. Можно иметь объективно кривое тело и ужасную технику, но если отношение позитивно, будет танго, и удовольствие, и радость. И наоборот, при плохом отношении партнера или партнеров, не выйдет ничего хорошего даже если физические данные идеальны. В самом простом смысле, отношение — это привычный способ реакции на определенное событие или предмет. Как вы реагируете на партнера, рады ли вы ему, предвкушаете ли встречу, объятие, танец или он вас бесит, вы им недовольны, ждете что сейчас «опять начнется»? Как вы реагируете на непонимание, ошибки — вам интересно, весело, вы ищете в них новые возможности, или досадуете, негодуете, сжимаетесь от страха? Как вы реагируете на процесс обучения — с энтузиазмом, радостью или скукой, злостью, раздражением? Как вы реагируете на свое неумение что-то сделать — с интересом, вам хочется пробовать снова и снова, вы себя подбадриваете, или ругаете себя, оскорбляете, убеждаете, что это не для вас? Если я плохо к чему-то отношусь, это станет для меня источником страдания, независимо от происходящего в реальности. Если мне не нравится мой партнер или еще хуже, я сама себе не нравлюсь, я не смогу получить от танго и сотой доли того, что оно может дать. Вообще, вместо танго легко можно подставить другое слово.
Ну и собственно, возвращаясь к заголовку — так ли неизбежны кризисы? Являются ли они необходимой составляющей любого роста и развития? На мой взгляд, нет. Без них вполне можно (и стоит) обойтись. Помните нашу «формулу»: есть вИдение текущей ситуации, есть представление, как должно быть, и есть болезненные переживания по поводу несоответствия. Во-первых, можно ли избавиться от самого неприятного, от страданий? Да, можно! И основной ключ здесь — отношение. Позитивное отношение создает хорошее настроение независимо от внешних событий. Если я не воспринимаю что-то как неприятность, оно для меня таковой и не является. Остается разрыв между имеющимся и желаемым. Тут есть огромный плюс в понимании текущей ситуации и цели. Остается решить, нужна ли эта цель, и начать к ней двигаться при положительном ответе. Может быть медленно, но настойчиво. Не кризис, всего лишь очередная задача. А уж если получать наслаждение от процесса, то это просто сказка какая-то. :о)
Последние пару лет мне вполне удается обходиться без танго-кризисов. Да, я не идеальна и вполне мирюсь с этим. Мои партнеры несовершенны и вообще все разные, и это создает кучу фана и драйва. Я знаю свои сильные и слабые стороны, а также цель, к которой двигаюсь, пусть небыстро, но уверенно и методично. А еще мне безумно нравится сам процесс путешествия. Желаю и вам того же! :о)
22 17
22 17
Здравствуйте! У вас великолепная статья! Спасибо большое за то, что поделились своим опытом и за текст в целом, к которому я буду возвращаться еще не раз.
Скажите, пожалуйста, а можно ли у вас попросить контакты тех организаций, куда вы ходили на КИ и телесно-ориентированную терапию? Может быть, и меня это спасет?…)
Анастасия, здравствуйте.
Спасибо за ваш отзыв! В каком городе вы живете? Я могу дать контакты телесных терапевтов и КИ только для Нижнего Новгорода и Москвы, про другие города, к сожалению не знаю. Если вам это подойдет, свяжитесь со мной по электронной почте или в социальных сетях (что предпочтительнее), мои контакты есть в разделе «Об авторе». Я с удовольствием поделюсь с вами тем, что знаю.
Удачи!