Существует ли танго ведение-следование?

танго ведение следование Не так давно в личном общении с одной известной московской преподавательницей услышала интересную фразу. Не дословно, но общий смысл такой «Смотрю на танцпол, столько людей танцуют без контакта. Как они понимают друг друга?». Лично меня эти слова очень зацепили, поскольку уже продолжительное время я наблюдаю и экспериментирую на эту тему. Эксперименты вылились в занятную теорию. Вот она: «для большинства танцующих танго ведение-следование не существует». Или еще круче: «ведение-следование это миф». Весьма смело, скажете вы и будете правы. :о) Ну что ж, будем разбираться.
Начнем как обычно с понятий. Если честно, я не нашла приличного толкования данных терминов в контексте танго на русском языке. Поэтому зайдем с другой стороны. Возьмем испанские слова для обозначения этих терминов. Их я обнаружила аж две пары. Первая: marcar (показывать, намечать) — responder (отвечать). Вторая: llevar (нести, управлять, перевозить) — seguir (продолжать, следить, логически проистекать). Обе пары используются испаноговорящими преподавателями и танцорами практически равноценно. Для меня — исключительно по восприятию значения слов — вторая пара относится к процессу обучения и/или практики (либо к способу танцевания партнершей), а первая больше ассоциируется непосредственно с самим танцем. танго ведение следование
Теперь перейдем к тезису «ведение-следование это миф». На самом деле есть этап, когда ведение-следование существует в чистом виде, даже больше — нет ничего кроме него. И это самое начало обучения. Когда люди приходят и пытаются делать что-то, чего не умеют и никогда не делали раньше. Партнеры как-то воздействуют на партнерш, а те как-то реагируют, как получается. Да, неумело, неэффективно, с огромными «погрешностями», через голову, но без шаблона. Пока. Чистое «показывание-ответ». Затем их учат выстраивать тело, налаживать контакт, коммуницировать по определенным правилам, все для того чтобы взаимодействие стало эффективным, импровизирование — легким и приятным занятием, а танец — контактом по типу «намечать-отвечать». Все бы хорошо. Но есть нюансы.

Связки

танго ведение следование Обучение идет на основе базовых, проверенных на удобство применения на милонгах уже несколькими поколениями танцоров связках. Вы только вдумайтесь — целых несколько поколений людей «работали» над созданием самых логичных, легких в использовании комбинаций базовых движений! Я считаю, это грандиозно. С одной стороны, наличие базовых комбинаций позволяет человеку быстро войти в тему, почувствовать и освоить хорошо зарекомендовавшие себя разные типы движения, опираясь на которые уже в дальнейшем находить новые возможности и расширять свой двигательный репертуар. Также наличие достаточно жестких ограничений (а сейчас делаем конкретно это!) позволяет новичку расслабить мозг и найти множество доселе неизвестных возможностей для импровизации на «том, что есть»: тайминг, динамика, разные качества движения. Тут очень кстати вспомнить старых милонгеро, которые были просто повернуты на мельчайших нюансах — куда ставить стопу в кресте или по какой траектории выносить ногу при шаге. Еще бы! За исключением персональных фишечек они всю жизнь танцевали одни и те же связки.
С другой стороны, бесконечные повторения одних и тех же движений и последовательностей убивают спонтанную импровизацию в танцорах. Есть «классический» женский крест в каминате, когда левая нога впереди. А почему он такой? Почему именно левая, не правая? Партнеры, как часто вы ведете девушку в «правый» крест? Девушки, как часто вы в него встаете во время танца? Кто-нибудь задумывался, почему так? Мне правда интересно. Лично я думала на эту тему. И у меня даже родилось объяснение, уж не знаю насколько соответствующее реальности. Я считаю, что «левый» крест в прогулке гораздо удобнее и органичнее выполнять, потому что ронда движется против часовой стрелки — движение скругляется влево (для партнера), а не вправо. Ну и двигаться в сторону открытой руки проще, чем в сторону закрытой. 1283296046_3
Я сейчас еще потроллю: все танцуют одно и то же. :о) Не верите? Проверьте. Уже давно я специально очень внимательно смотрю на набор движений в видео-роликах старых милонгеро, новых тангеро, в живых выступлениях, на милонгах. Вижу новые, интересные фишки, свои у каждого (хорошего) танцора. «Неудобные» движения не вижу. Практически от слова вообще. Многие ли пробуют неудобное? Можно конечно спросить, а зачем коли и так все хорошо? Если действительно все хорошо, и нигде не жмет, то и правда незачем. :о)

Паттерны

scheme Помимо связок существует еще один коварный убийца импровизации — личные шаблоны движения. С одной стороны, паттерн является суперэффективной находкой природы. Если мозг освоил некий способ и/или последовательность действий, которые приводят к нужному результату, они достаточно скоро переводятся в фоновое выполнение, позволяя освободить внимание и ресурсы для других задач. Это правда жизненно важно и чрезвычайно удобно. Иначе бы мы тратили неимоверное количество усилий на каждое «простое» действие, например, ходьбу.
С другой стороны, в контексте танго обрастание шаблонами последовательностей движений пагубно сказывается на способности импровизировать исходя из текущего момента. Какое-то время человек пробует разное, ищет. Находит удобные для себя движения и их связки и перестает пробовать и искать дальше. Не все и не навсегда. Но общая тенденция выглядит так. К большому сожалению. К еще большему сожалению это усиливается в паре. Все любят, когда желаемое получается. Партнерам нравится, когда партнерша реагирует как задумано. Партнершам нравится понимать что происходит. Желательно, без особых усилий: я исхожу из того, что навык бытия в здесь и сейчас не входит в «стандартную программу» современного человека. В результате получается взаимное наложение и усиление шаблонов. Парадокс, но часто опытные партнерши не ведутся на что-то новое для них, тогда как начинающие ведутся на все одинаково — им все в новинку. :о)

Потеря связи

hands_contact Что получается в итоге? Огромное количество танцующих танго прекрасно взаимодействуют друг с другом без контакта. Почему? Потому что контакт — это сложно. Не то чтобы нереально, но достаточно трудоемко. Контакт требует много внимания, тем более при первоначальном освоении этого навыка, и особого рода отношения. Связки и паттерны позволяют обойтись гораздо меньшей «кровью». Люди замечательно танцуют без контакта, потому что они уже тысячи раз выполняли друг с другом определенный набор движений, часто даже в определенной последовательности. Ведение-следование, в общем-то, становится не нужно. У него есть выбор из готовых наборов, у нее предсказуемый выбор из готовых реакций. Да, ведение-следование по типу «управлять-следить» все еще остается. Но процент «намечать-отвечать» исчезающе мал. Девочки жалуются что партнеры «шаблонны». И хотя часто упрек вполне справедливо можно вернуть, у них объективно меньше возможностей воздействия. Партнеры часто отчаиваются переломить ситуацию и либо начинают выбивать из партнерш фигуры силой, либо следуют за партнершами куда те пошли, а в худшем случае просто сдаются и перестают пробовать. Шаблон торжествует. tango

Выводы

А не будет выводов. Если кто-то думает, что я сейчас начну клеймить позором связки и паттерны, то он ошибается. Я считаю, здорово что они есть. Что бы я сама без них делала все эти годы.. :о)) На самом деле ничего плохого в их существовании я не вижу. Мне только хочется двух вещей.
Во-первых, чтобы со временем настоящих, глубоких контакта и импровизации становилось все больше. И позитивная тенденция в этом есть. Достаточно одного-двух неутомимых поклонников импровизации и исследований на тусовку, чтобы она начала немного меняться, впитывая, а затем распространяя новые удачные находки — очень многим нравится интересное и необычное.
Во-вторых, чтобы как можно больше людей отдавало себе отчет в том, что они делают в данный конкретный момент. Неважно, творят ли они что-то уникальное, глубоко связанные друг с другом происходящим здесь и сейчас, или расслабляются под привычные мотивы движений. Неважно, что ты делаешь. Важно понимать что и зачем. И, конечно, получать от этого радость и удовольствие. Чего вам и желаю! here2

Ну и в качестве послесловия небольшой ролик, который, я надеюсь, поможет вам разорвать свой заученный шаблон движений:



Понравилась статья? Поделись с друзьями!
  • 1
  • 26
  •  
  •  
  • 1
  • 26
  •  
  •  

комментарий к “Существует ли танго ведение-следование?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *