Эмоции вообще и эмоции в танце, в частности танго — большая, даже огромная тема. Как танцевать не просто красиво, а эмоционально, выразительно, так, чтобы танец не только дарил чувство глубокого удовлетворения, но и трогал, вовлекал зрителя — эти вопросы достаточно скоро начинают волновать любого увлеченного танцора. Однако прежде чем перейти к ответам на них, как всегда придется хорошенько разобраться с базой. И начнем мы с определений.
Эмоция
Итак, для начала — что такое эмоция? Скажу честно, мне не удалось найти четкого, лаконичного и при этом точного определения. Как пишут в Википедии, эмоции «изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному». Интересно, правда? Настолько неотъемлемое явление нашей жизни, и вдруг «слабо изучено». Но придется работать с тем, что есть. Поэтому давайте попробуем пойти от смысла самого слова. Что же про него пишут?
Эмо́ция — происходит от латинского глагола emovere (возбуждать, волновать, потрясать). Кстати, само слово состоит при этом из двух составляющих: «movere», что значит «двигаться» и предлога «e», обозначающего направление «вовне, наружу». В современных европейских языках слово практически не изменило своего смысла, взять тот же английский (французский, испанский): «emotion» — «e» (наружу) + «motion» (движение).
То есть, дословно получается, что эмоция — это движение (изнутри) вовне. Обратите внимание, эта прямая связь с движением очень важна! Но мы к этому еще вернемся чуть позже.
Также одно из определений: эмоция — это протяженный во времени психический процесс внутренней регуляции деятельности живого существа (человека или животного), отражающий смысл ситуации для этого существа. Если по-простому, эмоции позволяют организму моментально ориентироваться в происходящем и автоматически совершать нужные действия (страх — затаись или беги, гнев — нападай, удовольствие — приближайся и прочее). Все сильно затрудняет момент, что в чистом состоянии самих по себе эмоций не так уж много, однако существует куча других, более сложных понятий, основанных на эмоциях, но тем не менее эмоциями уже не являющихся. Например, чувства, аффекты, настроения, состояния, переживания и тому подобное. Подавляющее большинство людей либо не видит между ними вообще никакой разницы (и легко путает те же чувства с эмоциями), либо для них эта разница крайне иллюзорна. Однако различия есть, и достаточно существенные. Чтобы разобраться, давайте дадим определения каждому из этих явлений, а также сравним их друг с другом.
Аффект — крайне интенсивный, сильный кратковременный эмоциональный всплеск. Аффект воспринимается как состояние «я», в то время как эмоция ощущается как процесс, протекающий внутри «меня». Уже возникший аффект практически невозможно самостоятельно удержать и контролировать.
Чувство — отражает устойчивое отношение к конкретным объектам, предметам или явлениям, и без связи с этим объектом не возникает. По сравнению с эмоцией гораздо более длительное и сложное психическое состояние. Например, любовь, ненависть, уважение, благодарность — это чувства, а не эмоции. Чем сложнее объект чувства, тем сложнее может быть само чувство, вплоть до возникновения амбивалентности (двойственности), когда разные свойства одного и того же объекта вызывают разные, в том числе диаметрально противоположные, чувства. Классическая связка: любовь-ненависть.
Настроение — общий эмоциональный фон. Отражает бессознательную оценку того, как в целом складываются обстоятельства вокруг человека.
Переживание — включает в себя только психическую, субъективную часть эмоционального процесса, исключая его физические проявления.
Классификация эмоций
Изучением эмоций занимались многие известные психологи. На данный момент нет конкретной, общепринятой (и общепризнанной) классификации, у каждого психологического течения она пусть немного, но какая-то своя. Хотя большинство мэтров сходятся в некоторых вещах. Например, почти все делят эмоции на базовые и на составные/сложные. Суть я думаю понятна. Базовые эмоции фундаментальны и универсальны. Считается, пусть и с некоторыми оговорками, что они являются врожденными. Критерием базовой эмоции является, в частности, наличие конкретных мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию. Помимо этого такая эмоция имеет вполне определенные выразительные движения, общие — и потому понятные — для всех. Такие реакции проявляются даже у детей, полностью слепых от рождения, что говорит в пользу их врожденности. Давайте посмотрим, какие из эмоций относят к базовым большинство исследователей. Их не очень много:
— Радость
— Удивление
— Интерес
— Грусть, печаль
— Горе
— Страх
— Гнев, злость
— Отвращение
Некоторые добавляют сюда еще стыд, вину и презрение. Хотя лично мне кажется это все таки уже более сложные, даже социально обусловленные эмоции. А вот список составных эмоций (добавим сюда также «спорные»):
— Стыд
— Вина
— Презрение
— Обида
— Зависть
— Отчаяние
— Злорадство
— Тревога
— Тоска
— Жалость
— Досада
— Уныние
— Ревность
— Безразличие, скука
— Восторг
— Удовольствие
— Нежность
На самом деле список может быть гораздо длиннее, просто остановимся пока на этом. Составной эмоция считается, если она основана на какой-то другой (базовой). К примеру, дав волю злости можно избавиться от обиды, то есть она в данном случае базируется на злости. Из интересного про обиду: возникает она когда кто-то причиняет нам некий ущерб (моральный или материальный). По логике вещей в таком случае должен возникнуть как раз гнев, который позволит отстоять свое, и так действительно и происходит если обидчик воспринимается человеком условно равным или ниже рангом. Если же человек считает агрессора более статусным/сильным или значимым для себя (друг, возлюбленный, наставник), то вместо гнева скорее всего придет обида.
Но это мы так, немного отвлеклись. У нас есть некоторый список базовых и составных эмоций, по каким критериям его можно разделить? В данном случае все исследователи удивительно дружны и разделяют эмоции по тональности или окрасу на положительные, отрицательные и нейтральные. Разберем наши списки по данному критерию.
Положительные эмоции:
— Радость
— Восторг
— Удовольствие
— Нежность
Отрицательные эмоции:
— Гнев, злость
— Отвращение
— Грусть, печаль
— Горе
— Страх
— Стыд
— Вина
— Презрение
— Обида
— Зависть
— Отчаяние
— Злорадство
— Тревога
— Тоска
— Жалость
— Досада
— Уныние
— Ревность
Нейтральные эмоции:
— Удивление
— Интерес
— Безразличие, скука
Мда.. Что мы видим? Положительных эмоций раз-два и обчелся, зато отрицательных просто немыслимое разнообразие. Данный факт вроде как обусловлен интересами выживания — для счастья много не надо. А вот для успешного избегания опасностей нужно различать множество различных угроз, отсюда и такая вариативность. Помимо окраса эмоции также делят по интенсивности — сильные, слабые. И по степени влияния на активность (стеничности) — стенические (мобилизующие, побуждают к активным действиям) и астенические (обессиливающие, парализующие).
Хочется еще сказать про два важнейших свойства эмоций. Первое — это так называемая идеаторность. Если перефразировать обычными словами, эмоции могут возникать в ответ на несуществующие в данный момент, воображаемые ситуации, причем их сила и яркость нисколько не отличается от эмоций, возникающих от реальных событий.
Вторая особенность эмоций — коммуникативная роль. Эмоцию, несущую смысл ситуации, можно обобщать и передавать друг другу. Тут будет уместно вспомнить про пресловутые зеркальные нейроны (структуры мозга, которые возбуждаются как от определенных собственных действий, так и при наблюдении подобных действий другого существа). Банальный пример: автоматически хочется улыбнуться в ответ на улыбку, обращенную тебе.
Зачем нужны эмоции?
Как мы уже рассмотрели ранее, эмоции позволяют человеку быстро ориентироваться в происходящей ситуации и в этом плане основаны на инстинктах, являющихся механизмом выживания. Многие слышали про выражение, что «тело не врет». И это действительно так. С этой точки зрения эмоции, живущие непосредственно в теле, позволяют гораздо точнее и достовернее оценить ситуацию, нежели всякие умствования и логические объяснения. Думаю, многие в своей жизни сталкивались с подобным: «вот вроде ничего такого особенного не происходит, а я прямо чувствую как во мне лютая злость/страх/обида поднимается, ну ни с того, ни с сего!». Знакомо? Даже если вы сознательно «ничего такого» не видите, то ваше подсознание (в том числе и тело) вполне способно отследить нарушение границ, пренебрежение или угрозу и отреагировать соответствующим образом. Эмоции — прекрасный ориентир! При одном условии: вы полностью присутствуете в текущем моменте, а не находитесь где-то у себя в голове (вспомним одну из важнейших особенностей эмоций — способность возникать в ответ на воображаемую реальность).
Кстати, интересный с точки зрения выживания нюанс. В свое время с удивлением довелось услышать, что человеческие младенцы гораздо лучше различают и сильнее реагируют на проявления положительных эмоций от окружающих, и намного хуже ориентируются в отрицательных. Казалось бы, совершенно нелогично. Во-первых, отрицательных эмоций на порядок больше, они разнообразнее. Во-вторых, это же важно — понимать именно отрицательные эмоции, чтобы вовремя убежать и спрятаться. Животные как раз таким образом и реагируют. Ан нет, у человека опять все не так.. Объяснение нашлось следующее: поскольку маленькие человеческие детеныши настолько беспомощны и не могут выжить без взрослого человека, что для них важнейшей задачей становится найти такого взрослого, который будет о нем заботиться (и сесть ему на шею). Поэтому младенец реагирует в первую очередь на того, кто ему улыбается, хорошо смотрит, ласково говорит, и улыбается ему в ответ, тянет ручки, ползет в его сторону — ну как тут устоять, ведь сама природа сделала малышей такими милыми! :о)
Зачем еще нужны эмоции? Вспомним про их другое важнейшее свойство, а именно — создание и передача смысла. Эмоции — то, что создает смысл в конкретной ситуации именно для нас. Видимое, телесное проявление эмоций — то, что позволяет поделиться этим смыслом с другим человеком. В некотором роде, эмоции являются основой любого искусства, ведь без них что произведение, что картина, что танец всего лишь непонятная вещь, бессмысленный набор звуков, красок или движений. Глубокий смысл происходящего рождается именно в эмоциях, когда мы видим, слышим или воспринимаем что-то извне. В этом плане человек, отрезанный от своих эмоций, со временем полностью теряет вкус к жизни, ощущает потерю ее смысла, ему ничего не нужно и не хочется, потому что — а зачем все это?
Связь эмоций с движением
Итак, плавно переходим к самому интересному. Как эмоции связаны с движением? Самым непосредственным образом. Думаю, что не слишком ошибусь, если скажу — эмоции и движение неотделимы друг от друга и суть одно. Как разные проявления одного и того же процесса. Собственно, как психика и физиология (тело) являются разными проявлениями нашего «я» в этом мире. Мне очень импонирует аналогия из физики, о том что в зависимости от точки наблюдения, материя состоит одновременно и из частиц, и из волн. Похоже на наш случай с эмоциями и телом. Эмоции в полностью неподвижном (считай, мертвом) теле не могут появиться. Тут же можно выдвинуть смелый тезис: живое существо, по крайней мере, человек, ВСЕГДА испытывает какие-то эмоции. Другое дело, что они могут как не осознаваться — по многим причинам, так и быть слишком слабыми для их сознательного обнаружения. Если человек якобы вообще не испытывает эмоций, это говорит не о его потрясающей силе воли и исключительности, а о нарушенной связи сознания с собственным телом.
Что же первично, эмоция или движение? С одной стороны, вроде как экспериментально было доказано (исследования В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба), что физиологические проявления эмоций вторичны по отношению к возбуждению соответствующих мозговых структур. То есть, эмоция сначала «возникает в мозге», а затем следуют определенные телесные реакции (мышечные напряжения, дрожь, слезы и прочее). С другой стороны, эмоции крайне примечательны наличием так называемой обратной связи. Другими словами, воспроизведение определенного физического паттерна позволяет вызвать соответствующую ему эмоцию. Например, успокоиться, контролируя свое дыхание и мышечное напряжение, или поднять себе настроение, просто начав механически улыбаться.
Каковы телесные паттерны эмоций? Интересно, но в отношении сложных эмоций физические проявления могут быть крайне индивидуальны. Зато что касается эмоций базовых, то они имеют четкие и понятные всем структуры. При гневе сжимаются кулаки и челюсти, взгляд прямой чуть исподлобья, корпус подается вперед в готовности совершить нападение. Страх — сжатие всего тела, бледность кожи. Отвращение — определенное напряжение в шее в попытке отодвинуть голову и корпус подальше, и так далее. Для человека также эмоции ярко проявляются в мимике лица. Посмотрите на эти фото, думаю вы легко отгадаете название демонстрируемых эмоций:
Если вдруг данное «упражнение» вызвало у вас серьезные затруднения, то это не очень хороший знак. Но не расстраивайтесь, вот вам расшифровка второй картинки:
К сожалению, в некоторых культурах сдерживание, скрытие своих эмоций считается чуть ли не добродетелью. Первой в голову приходит Япония, где настоящий самурай должен был натренировать себя если не на тотальную потерю чувствительности, то хотя бы на полную внешнюю бесстрастность ко всему происходящему. У нас в стране, как мне кажется, к такому навыку относятся более чем положительно. Не спорю, что во многих случаях умение скрыть свои эмоции от партнера (считай, противника) очень ценно. Однако когда этот процесс выходит из под контроля, становится не осознаваемым — серьезно страдает качество жизни человека в целом. Одно дело быть профессионалом на своем рабочем месте. Другое — фактически «отрезать» от себя свое тело.
Мне кажется очень грустным быть таким Стивеном в обычной жизни. Эмоция — это в некотором роде наша жизненная энергия. Лишая себя эмоций, запрещая их себе мы тем самым теряем силу, «обесточиваемся», теряем радость и вкус к жизни. Ибо невозможно перестать чувствовать что-то выборочно, например страх или злость. Тут или все, или ничего: блокируя гнев, мы лишаемся и радости. Почему так происходит?
Во-первых, многие различные эмоции имеют общие физиологические проявления, такие как выброс определенных гормонов, изменение частоты пульса, давления, потоотделения, сокращение конкретных мышц и прочее. Во-вторых, и это гораздо важнее на мой взгляд — практически все телесные проявления эмоций напрямую связаны с дыханием. Можно сказать, что дыхание — это «топливо» для любой эмоции. Нет топлива, нет ее развития. Нужно только заблокировать, сдержать дыхание и вуаля, нежелательные ощущения тоже прекращаются. Стоит обратить внимание: сама эмоция при этом никуда не девается, она как бы застывает внутри тела до лучших времен. Конечно, от одного-двух раз такого «аутотренинга» ничего особо неприятного не случится. Тем более если позволить себе отложенное выражение эмоции, попинать там куклу начальника или поплакать. Однако если подобная реакция — сдерживание, уменьшение дыхания — становится хронической, то со временем в теле образуется так называемый мышечный панцирь: структура мышечных напряжений, направленная на сдерживание проявлений эмоций. Что плохого от этого панциря? Человек перестает ощущать не только эмоции, но и свое тело, теряет грациозность движений, начинает болеть и вообще паршиво себя чувствовать. Самое противное, что обычно сознательно избавиться от этого «подарочка» нельзя. Поскольку все эти напряжения либо не осознаются, либо даже если человек сумел их почувствовать, то сознательному контролю они не поддаются. Пока целенаправленно обращаешь внимание на проблемную зону, она расслаблена. Стоит только отвлечься, как напряжение возвращается само собой. С уже сформировавшимися мышечными блоками придется долго и серьезно работать. Этим занимается в основном телесно-двигательная терапия и подобные ей направления, связанные с осознанностью движения. В качестве вспомогательного средства может подойти, например, массаж, но тоже не абы какой.
И напоследок давайте посмотрим, где эмоции живут в нашем теле? Надеюсь понятно, что по факту любая эмоция так или иначе затрагивает все тело. При этом обычно все таки можно локализовать некое основное место, где эмоция ощущается сильнее всего. Для простоты и конкретики возьмем только некоторые базовые эмоции:
— Радость: в грудной клетке и животе. Ощущение расширения, распирания, «пузыриков шампанского» во всем теле.
— Грусть, печаль: в грудной клетке, плечах. Сжатие, сдавливание.
— Горе: область сердца. Тяжесть, сдавливание, жжение.
— Страх: живот, грудная клетка. Ощущения сжатия, уменьшения, замирания, падения. Сжимается все тело.
— Гнев, злость: таз, грудная клетка. Чувство сильного расширения.
— Отвращение: шея, горло, живот в области желудка. Рвотные позывы, спазм в горле, ощущения выворачивания.
Эмоции в танце
Наконец-то мы добрались до главной темы статьи. Эмоции в танце вообще, и в танго в частности. Что они дают? Каковы процессы их возникновения и поддаются ли они целенаправленному воздействию? Как выражать эмоции в танце для своего партнера и для зрителей, если это шоу? И самый частый вопрос, который в той или иной форме задают совершенно разные люди — как танцевать ярко, эмоционально, так, чтобы помимо сильных внутренних ощущений на это было приятно и интересно смотреть со стороны? Попробуем найти ответы на все эти вопросы.
Для этого я зайду со стороны тела, как более предметного и понятного объекта. Говорить я буду про эмоции в танце, подразумевая при этом аргентинское танго, поскольку мой основной танцевальный опыт связан именно с ним. Мне довольно часто доводилось слушать пылкие речи на тему того, что танцевать надо сердцем, «коразоном», что главное в танце — это твой богатый внутренний мир, душевность и отношение к партнеру. Как правило, адепты данной концепции выглядели на танцполе достаточно неказисто и в особой эмоциональности и душевности со стороны замечены не были. Причем по моим наблюдениям, чем хуже человек выглядит в танце, тем более страстные речи про corazon можно услышать из его уст. Меня это если честно забавляет. Такие слова звучат как желание оправдать собственную лень своей богатой душевностью, которая — заметьте — никак не отражается в материальном мире. Безусловно, существуют уникумы, способные своей супер-эмоциональностью в мимике, в характере движения всего своего тела захватить и партнера, и зрителей, даже совершенно ничего не умея при этом в плане техники. Но это совершенно не означает, что не надо заниматься техникой и развитием собственного тела.
Согласны вы с этим или нет, тело — основной инструмент танца. Можно забыть о красоте и выразительности движения, если вы только что слезли с дивана, плохо чувствуете и/или владеете своим телом. Как мы выяснили, эмоция — это процесс и физический, и психический одновременно. Танец — целостное выражение личности танцора, состоящей из тела и психики. Если одна из «опор» у него хромает, далеко он не уйдет. Можно иметь тончайшую чувствительность, глубочайшие эмоциональные переживания, но если танцор не управляет своим телом, ему не удастся адекватно выразить их в танце. Еще из важного, что касается тела и его движения — обязательно нужно работать не только над формой, но и над овладением разным его качеством.
Существует и противоположный феномен: человек прекрасно двигается в рамках определенного танца, однако это выглядит и воспринимается как скучно, отстраненно, безразлично. Если позадавать ему вопросы (а то и без них), можно услышать жалобы на то, что он ничего при этом не чувствует, либо переживает ту же скуку и бессмысленность происходящего. Как мы помним, нет эмоций — нет смысла, нет энергии. Почему же движение в данном случае хорошо выглядит? Мною не случайно была приведена оговорка «в рамках определенного танца». Многие танцоры — в основном это касается профессионалов или ярых фанатов-любителей — путем упорной работы «ставят» себе движения, добиваются высокого качества их выполнения. Проблема возникает, когда все силы отдаются достижению идеальной формы и при этом игнорируется ее наполнение. Не скажу что у меня было много знакомых — профессиональных танцоров в детстве и юности, но изредка таковые встречались. Меня всегда поражало и расстраивало следующее: эти люди могли шикарно исполнить постановку на сцене, а потом странно и невыразительно «топтаться» на обычной дискотеке. То есть, в рамках заученных движений такой танцор выглядит великолепно, однако попросите его станцевать что-то непривычное, еще хуже — спонтанное, импровизационное и желательно в одиночку — и вся его грация куда-то испаряется. :о(
Кстати, может быть поэтому в самом что ни на есть импровизационном танце танго так мало реальной импровизации что в шоу, что на милонге? Элегантно одетые танцоры прекрасно исполняют одни и те же движения, зачастую в одной и той же последовательности и даже в одном и том же ритме под совершенно разную музыку. На милонгах все так же одинаково танцуют одни и те же движения, ну разве что у каждого может быть чуть разный репертуар и манера исполнения. Потому что шаг влево-шаг вправо и придется буквально вляпаться в зону неизвестности (считай, настоящей импровизации) и с этим фактом придется что-то делать. Для подавляющего большинства это одно из самых неприятных переживаний. Все настолько грустно, что приходится всерьез сомневаться в существовании самого факта ведения-следования. Да, я сейчас активно «набрасываю». :о) Но разве вы не замечаете, что с увеличением опыта становится все меньше пар, на которые действительно интересно смотреть долгое время?
Чтобы не угодить в эту ловушку, нужно сознательно уделять внимание не только работе над физическими навыками, а также собственному присутствию в движении, полному переживанию настоящего момента, поиску смысла того, что вы делаете, развитию своего воображения. Эмоции в танце можно выразить, только имея богатый «эмоциональный словарь». Что я имею в виду? Нужно уметь хорошо различать и осознавать свои эмоции, чувствовать их в теле. Если ваш словарь состоит только из «грустно» и «весело», то это все, что вы сможете явить миру в своем танце. Чем больше оттенков ощущаешь и различаешь, тем больше можешь передать другим. К сожалению, наше воспитание и культура без благосклонности относится к яркому, богатому выражению эмоций. У нас скорее принято скрывать свои чувства, особенно при посторонних, и вообще лучше не шуметь и не отсвечивать, так оно безопаснее будет.. Кому повезло, освоили ценный навык различения эмоций в детстве (когда родители не орали «как ты себя ведешь??!», а сопереживали «ты хочешь ударить меня, потому что злишься», «ты плачешь, так как расстроен», «я вижу ты очень рад», «ты удивлен» и тому подобное). Кому не так повезло, придется взять дело в свои руки и либо самостоятельно, либо с помощью того же танцевального терапевта научить себя чувствовать больше. Тут, кстати, может возникнуть большая трудность — некоторые эмоции человек может считать «плохими», «стыдными», «неправильными» и тупо не позволять их себе, разумеется, бессознательно. Здесь, конечно, будет крайне сложно обойтись без посторонней помощи.
После расширения и обогащения своего эмоционального словаря нужно как следует прочувствовать, каким образом каждая эмоция проявляется в теле и мимике, какие непроизвольные движения она вызывает? Это даст вам в руки мощнейший инструмент обратной связи: как вы помните, нужную эмоцию можно вызвать целенаправленно, воспроизводя соответствующие ей движения. В этом процессе существенную роль также играет развитое воображение — как мы разбирали выше, эмоции имеют идеаторный характер и могут формироваться в ответ на воображаемую ситуацию. Стоит в деталях представить что-нибудь грустное, и вот уже слезы на глаза наворачиваются, страшное — и вот вы бледнеете и съеживаетесь. А если совместить оба метода: нужные движения и воображение, то эффект может превзойти все ваши самые смелые ожидания. Профессиональные актеры целенаправленно обучаются этому — воссозданию конкретных эмоций в нужный момент и их выражению. Именно поэтому игра хорошего актера трогает до глубины души: он не просто изображает эмоцию по всем техническим правилам, он ее действительно чувствует в этот момент. Мало изображать эмоцию! То есть мы сейчас подошли к другой важнейшей идее — выразить эмоции в танце так, чтобы это зацепило окружающих, можно только переживая их в процессе танца. И как вы видите, это вполне доступно управлению и контролю. Хотя нет, все таки не совсем так. Задача стоит в том, чтобы сознательно запустить эмоцию в себе, а затем позволить ей развиваться самостоятельно, отдаться ей и наблюдать за тем, что происходит. Попытки контроля процесса на всем его протяжении просто убьют всю спонтанность. Как и везде, нужен баланс. Немножечко поуправляли, отпустили, еще чуть направили, опять наблюдаем и так далее.
Ну и самая, если так можно выразиться, интеллектуальная часть. Если вы хотите танцевать эмоционально, завораживающе, у вас должна быть идея. У танца должен быть смысл — зачем вы делаете именно сейчас именно это движение? Это крайне важно, если вы танцуете заготовленное шоу. Тут можно даже какую-нибудь историю придумать. Например, мальчик встретил девочку, он ей понравился, а она ему нет, она страдает и мстит ему, а затем убивает себя. Как раз для танго самое оно. :о)) Давая же себе постоянный труд на поиск смысла хотя бы в одном из десяти танцев на милонге, со временем можно достичь уровня «бог», когда пара реально выходит «танцануть» шоу-импровизацию и создает свою историю по ходу развития музыки, настроения, обстановки. Справедливости ради, на шоу такое практически никогда не встречается. Профессионалы обычно ездят со своими заготовками. Разве что ради фана двоих высококлассных танцоров объединят по случайному жребию. На милонгах же подобную импровизацию можно увидеть гораздо чаще — такие пары надолго приковывают к себе взгляд, независимо от того, балуются ли они или страдают вместе.
Эмоции в танце. Как танцевать выразительно?
Попробуем подвести итоги. Мы с вами уже определились, что для того чтобы научиться танцевать красиво и эмоционально захватывать партнера/зрителей, нужно как упражнять тело, так и развивать психическую составляющую: воображение, эмоциональный словарь, внимание и навык присутствия в настоящем моменте. Итак, что конкретно нам пригодится:
- Тренированное тело в хорошей физической форме. Растяжка, силовые упражнения, фитнес, йога, плавание, подвижные игры — мне кажется практика может быть любой, особенно если она приносит радость и удовольствие помимо результата.
- Внимательность, навык полного присутствия в настоящем. Думаю тут будет очень в тему медитация, либо что-то родственное ей.
- Дыхание. Даже так — ДЫХАНИЕ. Один из главных регуляторов как физических, так и психических процессов в теле. Управление дыханием, внимание к нему открывает поистине безграничные возможности, и не только в плане выразительности движения. Первое, что приходит на ум — цигун.
- Понимать, что такое качество движения, уметь его различать и варьировать. Наблюдение, практика, контактная импровизация, свободный танец.
- Развитое воображение. Фантазировать, мечтать, у кого дети — сочинять истории и сказки. Пробовать воспроизводить у себя в голове определенный предмет или обстановку в мельчайших деталях: внешний вид, звуки, запахи, осязательные ощущения — чем ярче, тем лучше.
- Владеть богатым эмоциональным словарем — уметь хорошо различать и осознавать как можно больше различных эмоций. Практика, танцевально-двигательная терапия, другие телесные направления.
- Хорошо ощущать эмоции в своем теле, позволять им свободно проявляться физически. Практика, сначала в безопасной среде, например, с терапевтом на тренинге, затем в боевых условиях. :о)
- Понимание связи определенных движений и эмоций друг с другом.
- Умение произвольно создавать яркую эмоцию внутри себя в процессе движения. Складывается из двух составляющих — воображения и навыка воспроизведения нужных движений, соответствующих этой эмоции.
- Создавать заранее или искать в процессе танца его смысл, идею. Станьте своим собственным хореографом если у вас его нет. Как ни удивительно, снова практика, практика, практика.
Такой вот скромный списочек на проработку. :о) Да и еще, выше уже не раз об этом было сказано, однако хочу отдельно акцентировать внимание на этом моменте — лицо! Помните про него, оно тоже тело и в человеческой коммуникации играет гораздо более важную роль, нежели весь остальной организм — согласно подсчетам, в теле человека содержится около 640 мышц, при этом четверть из них, а это примерно 160 штук, находится на лице и шее! И всем этим богатством надо уметь пользоваться. Вот в чем не откажешь тем же бальникам, так это в постановке выражений лиц во время танца. Они над этим работают целенаправленно. А когда люди танцуют с постными, кислыми, скучающими, злыми или еще какими подобными лицами, а потом начинают рассказывать с восторгом, какие непередаваемые эмоции в танце они при этом испытывали, меня это до крайности веселит. То есть, либо человек «носит» панцирь и совершенно не владеет своим лицом (и это грустно), либо «какая-то из черепашек звездит» (с). Внимание и интерес привлечет скорее танцор с неидеальной техникой и выразительным лицом, нежели с отточенными движениями, но с отсутствующей, либо выражающей нечто неприятное мимикой.
Для развития выразительности мимики можно в качестве упражнения корчить рожи перед зеркалом, либо сходить на какой-нибудь специализированный тренинг. Предупреждаю, впечатления могут быть, эээ, весьма захватывающими. Но попробовать хотя бы разок однозначно стоит.
И в самом конце мне бы хотелось предложить вам несколько видео-иллюстраций. Разумеется, их гораздо меньше, чем могло бы быть, однако я, пользуясь авторской диктатурой, выложу то, что мне нравится больше всего. Все пары (постоянные и не) — безусловные профессионалы, обладающие собственным стилем.
На первое постановка с идеей и прекрасной реализацией. Справедливости ради, почти все их поздние постановки были великолепны в этом плане:
А вот очень техничная не аргентинская пара. Однако это нисколько не мешает им танцевать, транслируя глубокое настроение. По сравнению с предыдущим роликом эмоции здесь не так ярко выражены, да и их тональность совершенно другая. Обратите внимание на пространство внутри пары, на то как партнеры взаимодействуют друг с другом. Не могу поручиться точно, но вполне возможно что это импровизация:
Про этот же ролик я почти уверена что это чистая импровизация (пара не постоянная), и в этом плане данный танец настоящий шедевр:
И в самом конце лучшее шоу из всех мною виденных. Это постановка. И какая! — идея, техника, исполнение.. Не знаю, передаст ли видео полную картину, но многие из тех, кто смотрел это в живую плакали, настолько этот танец трогал:
Не знаю, сможете ли вы достичь такого профессионализма как Рубен и Сабрина (да и надо ли вообще лично вам это). Однако если перед вами стоит цель полнее выражать эмоции в танце, глубже взаимодействовать с партнером и, возможно, зрителями, и при этом получать гораздо большее удовлетворение от танца, надеюсь данная статья поможет вам хоть немного к этому приблизиться.
Желаю вам прекрасного танго!
150 32
150 32
А как же cara de tango, «танго-лицо», знаменитое канженговское еще мертвое выражение лица мужчины, когда все эмоции в теле, ноль на лице? Что-то среднее между бандитским блефом, типа мне все по плечу, меня ничего не выводит из себя — и запредельной сосредоточенностью? Да и кому оно сдалось, это лицо, если партнеры выражения лиц друг друга не могут видеть почти никогда во время танца — только в паузах между песнями? В этом виде театра, как в любом виде театра — свои условности и свой набор средств, и обычные для многих других танцев приемы выражения чувств руками, лицом, тазом для танго ИМХО нехарактерны. Принимая их на вооружение, получаем фьюжн, что само по себе может и неплохо, но уж точно не обязательно и во многих ситуациях и нежелательно.
Дмитрий, вроде как над знаменитым «танго-лицом» давно уже сами танцующие и потешаются. :о)
Я лично ничего плохого в нем не вижу, если человек сознательно транслирует такую идею. Но согласитесь это как-то нелепо, когда оно каждый раз с любой партнершей, под любую музыку..
Лицо «сдалось» не партнеру, а самому танцору в первую очередь. Если оно никогда ничего не выражает (либо всегда одно и то же), то опять же, это либо такая «фенечка», либо у человека проблемы если не с ощущением эмоций, то с их выражением точно — думаете, на остальном теле это совсем никак не сказывается? К тому же честно скажу, когда контакт очень близкий, то выражение лица партнера может и не видно, но вполне себе чувствуется и это потрясающая обратная связь — так приятно, когда чувствуешь расслабление в момент нежности, или широкую улыбку, круто, когда ощущаешь как сжимаются челюсти в ответ на напряжение музыки и твое настроение! В общем, по моему скромному мнению, лицо пары не только попа партнерши. :о)
Чистая правда, моменты особо замечательного взаимопонимания в паре настолько поразительны, что не могут не отражаться на лице, на этом зеркале нашего внутреннего мира. И иногда это так здорово, что я расплываюсь в улыбке открытия и благодарности, и совершенно теряю каменную маску соосредоточенности. Но это же не из-за стремления использовать лицо как один из способов самовыражения в танце, а, скорее, вопреки ему. (Я вижу именно такую радость, светящуюся из-под сосредоточенности, в финальном фото статьи!)
Посмотрите, однако, на заглавное фото статьи, действительно глубоко театрально выразительное. Использованием лица тут ведь не обходится. В игре — и руки, и их кисти, их плечи; наклон шеи и головы; изгиб туловища. И это потрясающе. Но ведь в танго нам практически невозможно свободно использовать ни плечи, ни шею, ни руки, ни корпус тела в таких целях самовыражения — это просто не часть заданной палитры наших технических средств. То есть добавить в палитру можно и новые «краски», но это будет фьюжн. Можно добавить в танго и игру цветомузыки, и ветер и дым, и дать танцорам музыкальные инструменты и микрофоны, и это может быть классно, но одно из достоиств танго все-таки в том, что это старый, укоренившийся в веках способ самовыражения, который может выразить эмоции с самым минималистическим набором средств, с самой простой и классической палитрой.
Дмитрий, вдруг захотелось спросить — а вы знаете что это за фото в заголовке статьи?
То есть вы считаете, что если дать танцорам танго, ммм, больше свободы в плане движений, то это будет уже не танго — я правильно поняла вас?
Мне кажется, это Пина Бауш?
Нет, я не пытаюсь сказать, что больше свободы и выбора — это плохо или неправильно; только что это по большому счету слишком большая вариация не нужна и скорее затрудняет танец, чем помогает ему. Что для танго достаточен такой набор средств, когда, например, руки и шея не используются для самовыражения, а в милонге и само тело как бы молчит, уступая дорогу ногам. Может быть, со временем это изменится, но в приверженности к фундаментальным ограничениям старого жанра есть своя красота. Пантонима не требует голоса, опера — красивых движений ног, поэзия — графического оформления с цветными и разноформенными буквами; но палитры разных жанров можно объединить для какого-то специального, фьюжн-эффекта, и это может быть классно, правила тоже можно талантливо рушить, только это не изменит основных принципов чистых жанров и стилей.
Дмитрий, вы правы, это Пина Бауш в постановке «Кафе Мюллер». :о)
Какое-то время я занималась таким направлением, как contactango: смесь контактной импровизации и танго. Несмотря на то, что музыка там преимущественно танговская, я пожалуй соглашусь с вами, что это по сути уже не танго, а скорее все таки стилизованная контактная импровизация. Так что определенная форма танца, например, действительно в чем-то ограничивает с одной стороны. С другой — поставленные рамки имеют свойство стимулировать фантазию танцора, и в плане выразительности в том числе. Перефразируя вас: границы и правда упрощают танец, помогают ему.
Вот насчет рук — как мне кажется — вы ставите слишком жесткие ограничения. В танго руки тоже танцуют и весьма активно. Да, пусть мы ими не размахиваем свободно, однако объятие движется, дышит и это движение может быть достаточно активным и заметным в зависимости от музыки и настроения.
Согласна с Любовью, что и руки, и объятье пластичное, то есть ими тоже передаются эмоции. Мне кажется, что все не-новички танцуют с эмоциями. Нет? Я не присматривалась особенно, но у меня эмоции и чувства вырываются сами бесконтрольно.
Имхо, начало статьи скучное. И много букв. Но осилила, так как тема интересная =).
Пы.Сы: один фотограф сказал, что именно из-за эмоций по большей части снимал меня. Приятно…
Марго, спасибо за отзыв!
Имхо, все танцуют с эмоциями, никуда от этого не деться. :о)
Вопрос в том, соответствует ли внешнее выражение тому, что человек чувствует и хочет или хотел бы передать. Ну и как сделать, чтобы да.
jpy46q