Танго, обратимость движения

обратимость движения
Те, кто относительно долго имели (не-)удовольствие наблюдать заполненный танцпол со множеством пар разного уровня, могли заметить очевидные различия в том, как двигаются танцоры. Ни для кого не секрет что разные люди движутся по разному. Отчего так? Очевидно, что люди не автоматы, ходящие стройными идентичными шагами. Каждый имеет свое собственное тело, рост, вес, возраст, особенности строения и личностный опыт. Все это действительно так, однако я сейчас говорю не о физических данных и не о наборе используемых элементов, а о том, что обычно подразумевают опытные люди, говорящие о ком-то «он(она) не танцует». Те, кто занимается танцами уже какое-то время наверняка слышали эту фразу, и не раз. Если дело не в физических особенностях конкретного индивидуума и не в богатстве элементной базы, о чем вообще речь?

Основной способ определения «на глазок», танцует человек или ходит под музыку — наблюдение за качеством его движения. Ну ок, скажете вы, и что это такое «качество движения»? Как понять, качественно ли двигаюсь я сам или кто-то другой? И главное — как это самое качество повысить? Как всегда, для начала пройдемся по определениям.

Ка́чество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество.

Применительно к движению могут использоваться различные качественные определения, как относительно привычные:
stone

  • сила (сильное-слабое)
  • скорость (быстрое-медленное)
  • амплитуда (короткое-длинное)
  • плавность (резкое-плавное)
  • прерывистость (прерывистое-непрерывное)
  • точность (точное-хаотичное)

так и более интересные:

  • легкость (легкое-тяжелое)
  • мягкость (мягкое-жесткое)
  • направленность (направленное-беспорядочное)
  • эффективность (достигает своей цели-не достигает)
  • произвольность (произвольное-рефлекторное)
  • обратимость (обратимое-не обратимое)
  • наполненность (наполненное-пустое)
  • а также крайне важное для танцора и сложное в определении качество движения — соответствие музыке и настроению в целом, связь движения с музыкой (связано-не связано)

Еще можно добавить такие вещи как вариативность, разнообразие (монотонное-разнообразное) и время отклика (быстрая реакция на изменения-медленная). Для танцора движение считается «хорошим», если оно: сильное, направленное, плавное, непрерывное, мягкое, легкое, произвольное, точное, эффективное, разнообразное, адаптивное, обратимое, наполненное и связанное с музыкой. И если часть характеристик действительно присуща хорошему, качественному движению (например, произвольность, эффективность, обратимость, наполненность, связанность с музыкой), то другие незаслуженно дискриминируются или превозносятся.

Сравните для себя, с каким знаком вы воспринимаете слабое, хаотичное, резкое, прерывистое, тяжелое, жесткое движение? А между тем в самих этих качествах движения нет ничего дурного, особенно когда они применяются как инструменты выразительности определенного настроения или идеи.

обратимость движения
В более общем смысле, хороший танцор — тот, кто умеет подстраивать свое движение под окружающую среду (контекст) для выражения настроения, своего и музыки, и имеет физические возможности для этого. В аргентинском танго контекст включает в себя партнера, танцпол, музыку и другие пары. Хорошего танцора прекрасно видно на танцполе глазами, независимо от конкретных, используемых им элементов. Видно — по высокому качеству его движения. Можно ли развить, повысить качество своего собственного движения? Да, можно. Особенно если вы понимаете, что именно хотите получить.

Обратимость движения


танго обратимость движения
Вообще, к написанию этой статьи меня побудил вот этот интересный текст про обратимость как качественную характеристику движения (там есть продолжение, не поленитесь посмотреть). Поэтому я хочу начать с него. Как это качество соотносится с танцем, а конкретно — с танго? Вспомним «программу-минимум» хорошего лидера (порядок пунктов важен):
1. быть в контакте с собой
2. быть в контакте с полом
3. быть в контакте с партнершей
4. быть в контакте с музыкой
5. соразмерять движения с «состоянием» и возможностями всех ранее перечисленных участников и наличием свободного места и других пар
6. быть в состоянии в любой момент остановить или изменить движение в зависимости от ситуации на танцполе

Вот она обратимость собственной персоной в последнем пункте. Ведущий должен обладать навыками безопасной навигации на (переполненном) танцполе, ему нужно уметь произвольно останавливаться, ускоряться, менять направление движения в любой момент танца. По крайней мере, он/она должен быть готов к этому: аргентинское танго танцуется в живом окружении других пар, пространство все время меняется и нужно все время сохранять состояние готовности среагировать на любое изменение в окружении, чтобы ни с кем не столкнуться и никого не травмировать.

Сразу скажу что, во-первых, обратимость как качество базируется на других и без их развития просто не разовьется. Мы их рассмотрим чуть ниже. Во-вторых, оно развивается только практикой: чтобы уметь легко и непринужденно двигаться в густой толпе танцующих и при этом чувствовать себя комфортно, нужно делать это — «нырять» в толпу — как можно чаще. К сожалению (или к счастью?) на мой взгляд заполненность танцпола на большинстве милонг далека от критической. Люди, а конкретно партнеры, ведущие, привыкшие к танцу в таких условиях впадают в ступор на каких-нибудь праздничных мероприятиях или на популярных фестивалях/марафонах, где огромные залы бывают просто битком забиты желающими слиться в танго-экстазе. :о) У себя на занятиях мы изредка практикуем загон пар на маленький, специально огороженный участок пола для развития навыка танцевания на крошечной свободной площади. Увы, этого явно недостаточно. На практиках же людям гораздо интереснее отрабатывать сложные элементы, чем «толкаться попами».
танго обратимость движения
Есть еще третий пункт: на мой взгляд, обратимость конкретно в танго возможна не всегда — в силу того, что в движении участвуют два, пусть связанных, но тем не менее разных тела. Сложность заключается именно в парности. В некоторых точках парного движения обратимость либо невозможна, либо крайне затруднительна. Этих точек немного, однако они есть и про них нужно знать. Также обратимость как качество движения пары почти полностью исключена в случае отсутствия или недостаточности контакта с партнером.

Наполненность


обратимость движения
Следующее чрезвычайно важное качество, которое мне бы хотелось разобрать. Оно является базовым для обратимости. Даже не так: наполненность на мой взгляд — это фундамент качественного движения. Что это вообще такое? Ключ к наполненности движения — это внимание. Само слово «наполненность» можно заменить внимательностью или осознанностью.

В современной психологии осознанность (англ. awareness) определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые (англ. acceptance), тем самым осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness). [Wikipedia]

Это то самое движение в непрерывном «потоке» внимания сознания. Данная характеристика говорит о том, насколько полно человек присутствует в своем теле, движении здесь и сейчас. Для иллюстрации я постаралась найти нечто сравнимое: оба танца постановочные, оба исполнены парами из Южной Америки, танцующими социальное танго.



Несмотря на то что и там, и там движения заученные и отрепетированные множество раз, обратите внимание на то как двигаются пары. Чем они заняты? Насколько наполнены их движения? Кто вам больше нравится? Почему?

Для сравнения посмотрите хорошие постановочные танго явно бальных пар:




На мой взгляд, это совсем другая стилистика и качество движения. Задайте себе те же вопросы, что и к предыдущим видео.

Осознанность развивается опять же, только практикой. Желательно медленной и постепенной. Зачем? Чтобы успевать наблюдать за тем, что происходит. Внимательность не входит в стандартный набор качеств современного западного, цивилизованного человека, скорее даже функция внимания обычно более или менее нарушена, поэтому «объем памяти» под регистрацию и отслеживание происходящего крайне мал — привычки к этому нет, сознание все время стремится отвлечься на любой раздражитель, благо уровень технического развития очень этому способствует (телевизор, радио, реклама, модный смартфон с фейсбучиком, вконтактиком, почтой и десятками других приложений, создающих иллюзию тесных социальных связей). Однако если проявить упорство и настойчивость, постепенно уровень осознанности будет неуклонно повышаться. Зачем это нужно? На мой взгляд, внимательность феноменально улучшает уровень жизни и удовлетворенности от нее. Что же касается танцев: хотите получить такое качество движения, чтобы ваш партнер таял у вас в руках от удовольствия, а окружающие ахали даже глядя на то, как вы просто стоите? Осознанность вам в помощь.

Связь с музыкой


обратимость движения
Большая тема. Данное качество также базируется на осознанности (как впрочем, практически все остальные). Связь движения с музыкой может быть многоуровневой, многослойной. Самый первый, простой и понятный слой — ритм. Если вы хотите танцевать музыкально, в первую очередь нужно научиться поддерживать своим движением ритм музыки — в танго ритм поддерживается преимущественно ногами. Также нужно уметь произвольно варьировать ритм: ускоряться, замедляться, останавливаться и возобновлять движение. Слабое место наших соотечественников — слабая доля, точнее, шаг в нее. Нужно уметь шагать в любую долю по своему желанию (более сложно: для вальса, например, нужно уметь ходить отдельно как на 1 долю, так и на 2, 3 и их различные комбинации). Несмотря на то, что ритм интуитивно понимается и воспроизводится человеком, существуют люди, испытывающие большие сложности с ритмичным движением. Однако лично я считаю, что безнадежных случаев для относительно здорового человека не бывает. Всегда можно начать с малого (похлопывание ладонью, притопывание в ритм) и впоследствии экстраполировать приобретенный навык на другие части тела, пока в итоге не получится требуемое перемещение. Также к первому слою я бы отнесла сложное обыгрывание ритмических рисунков композиции.

Следующий слой — связь с мелодией. Тело может двигаться не только ритмично, но и мелодично. Это могут быть микродвижения, незаметные окружающим, или высоко-амплитудные, широкие движения. Самое банальное: начинать двигаться вместе с музыкой и заканчивать с ее окончанием. Если обратиться к более общей картине, любой отдельный звук имеет свою тональность и протяженность, а также может вызывать определенный эмоциональный отклик в воспринимающем. Звук имеет свою пространственную форму. Не верите? Посмотрите на этот интересный и показательный эксперимент:



Исследователи положили пластину на динамик, насыпали на нее песка и меняют тональность воспроизводимого динамиком звука. Картинки получаются красивые. :о)

Соответственно, любому звуку или сочетанию звуков можно интуитивно найти подходящую для него форму. Например, для выражения формы мелодии можно использовать прямые, рубленые либо округлые, круговые движения. А для выражения характера мелодии могут подойти тяжелые, резкие, прерывистые или легкие, плавные, тягучие движения. Улавливаете богатство возможностей? Большинство интуитивно чувствует все эти вещи, однако на танцполе внимание уходит на навигацию, внутренние страхи и переживания, и на выражение музыки его просто не остается. Итого: мелодию можно выражать как определенной формой движения, так и приданием движению определенных физических качеств: различной степени силы, скорости, тяжести, жесткости и т.п.

Еще слой музыкальности — выражение настроения. Настроения музыки, своего собственного, партнера или пары в целом. Как вы двигаетесь, когда вам грустно, тревожно, больно? Например, для этих трех слов можно подобрать следующие три физических аналога — вяло, хаотично, резко. А как вы двигаетесь, когда вам весело (легко), радостно (пружиняще)? Найдите свой собственный «синоним» для различных настроений. Кстати, лично я считаю что двигаться сообразно своему настроению, не совпадающему с настроением музыки нисколько не предосудительно, если вы понимаете что именно вы делаете. Т.е. если играет «все умерли», а вы бодро скачете, то это ок если вас прет, вам весело. И не очень, если вы просто по другому не умеете. Как вы понимаете, минимальные требования для этого уровня музыкальности — способность различать чувства и эмоции, хотя бы свои собственные. Если вы не понимаете, что такое гнев, как вы его сможете станцевать?

У музыкальности есть еще слой — когда музыка для вашего движения не руководство к действию, а некий фон для разворачивания вашей собственной истории. Если вы всегда четко двигаетесь в музыку, попадаете в каждый битик и обыгрываете каждый ритмический рисуночек, это круто, но это не вершина музыкальности. :о) Танцор не только проводник и выразитель музыки, он полноправный участник действа. В лучшем своем проявлении он творец. Вы можете создавать, дополнять музыку своим движением. Для иллюстрации напоследок приведу два видео с очень разными парами, демонстрирующими очень разную музыкальность. Посмотрите, сравните. Что вы видите? Что вы думаете о выразительности движения каждой пары?




Вариативность


обратимость движения вариативность
Или даже креативность. Про то, как можно (и нужно) избавляться от шаблонов в танго я немного писала здесь. Практика осознанности поможет вам, во-первых, увидеть свои ограничения, «места», куда вы никогда не ходите. А во-вторых, обнаружить миллионы новых возможностей для свежих, необычных движений или вариаций.

Произвольность


обратимость движения произвольность
Тут особо и говорить нечего. Если вы практикуете осознанность движения, оно у вас практически всегда будет произвольным, т.е. сознательно выполняемым и контролируемым вами. Произвольное движение, в отличие от рефлекторного, неконтролируемого, гораздо безопаснее. Кстати, чем выше ваша экспертиза, чем вы опытнее, тем с более сложными и плохо поддающимися контролю вещами вы можете «играться» — инерция, прыжки, падения. Но есть и ограничение: ваш партнер также должен обладать соответствующим уровнем. Танго все таки командная «работа».

Эффективность


ladder
Под эффективностью тут подразумевается способность движения достигать своей цели. Например, из точки А в точку Б можно переместиться миллионом способов, однако лишь несколько или даже один будет оптимальным, с учетом ландшафта, окружения и ваших физических возможностей. Почему в танго почти все преподаватели просят собирать ноги? Это вообще-то не какое-то отдельное или прямо таки необходимое для танца движение. Зачем? Потому что в большинстве случаев это наиболее эффективный способ переместить тело из одной точки в другую с учетом особенностей танца.

Чтобы движение было эффективным, нужно соблюсти два условия:
1. хорошо представлять себе, где вы находитесь сейчас
2. хорошо представлять себе, что вы хотите получить или где оказаться в итоге
Сам путь может быть совершенно различным — главное иметь точку опоры (где я сейчас), направление (куда хочу) и начать что-то делать, а в процессе уже можно скорректировать свои действия. Как вы думаете, что больше всего вам поможет в плане развития эффективности? Удивительно, но это опять осознанность. :о)

Другие качества

Сила, скорость, мягкость, легкость, плавность, прерывистость и им подобное — развивается путем тренировок различными физическими упражнениями. Хотите уметь двигаться быстро и сильно? Вам нужно быстрое и сильное тело. Отжимайтесь, подтягивайтесь, занимайтесь растяжкой. Хотите иметь широкий выбор вариантов скорости? Работайте над скоростным диапазоном (очень медленно, медленно, обычно, быстро, очень быстро и т.п.). Кстати, не все движения возможно выполнить медленно или, например, прерывисто. Экспериментируйте для того, чтобы найти такие ограничения, и помните что они не абсолютны: возможно вы просто еще не нашли способ решить конкретную задачу. В любом случае, вам всегда пригодится здоровое, крепкое, тренированное тело — чем бы вы ни занимались. Поэтому выберите качество, которое бы вы хотели приобрести или улучшить, и занимайтесь физическими упражнениями, подходящими для его развития. А еще — найдите себе хорошего наставника.

________________

Ну и напоследок: движения высочайшего качества, красивая картинка от танца, удивительные изощренные танды, танго, наполненное глубочайшими переживаниями — все это прекрасные и очень достойные цели, однако в погоне за ними не забывайте о текущих, сиюминутных удовольствиях от того, что у вас уже есть, что вам доступно прямо сейчас. Наслаждайтесь процессом, ведь танец, тем более с кем-то симпатичным вам — это очень приятно несмотря на все его реальные или мнимые «несовершенства». :о)

teeth

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *