10 мифов танго, испортивших мне жизнь

10 мифов тангоЛюбая область деятельности, особенно неизведанная и плохо изученная на личном опыте либо без надежных, проверенных проводников в радиусе досягаемости, со временем наполняется всяческой мифологией и эзотерикой (в плохом смысле слова). Когда нет точных, легко проверяемых фактов, крайне просто начать изобретать свои собственные или руководствоваться опытом тех, кто или не знает как, или не понимает, как нужно чтобы заработало именно у тебя. В не особо важных для нас областях жизни вполне можно довольствоваться какой угодно картиной мира («чтоб супруг не гулял, нужно подсыпать ему в суп порошок из толченых фекалий черного петуха, вылупившегося в полнолуние» — вполне сойдет, особенно если у тебя нет никакого супруга в данный момент). Однако если результат становится важен, от подобных убеждений или советов может стать весьма худо. К чему такое предисловие?

Когда я только начала заниматься социальным аргентинским танго, оно можно сказать даже не успело появиться в нашем городе. Тогдашние преподаватели еще не стеснялись признавать вслух, что обладают сходной с нами квалификацией по предмету. Ну может на пару уроков больше. Так что первое время процветали всяческие клише, а информацию и знания собирали часто путем проб и ошибок на собственной шкуре. Первого человека со статусом эксперта я увидела где-то примерно через год, а что называется «припасть к истокам» и поучиться на семинаре у живых (настоящих!) аргентинцев удалось всего-то года через три после начала занятий. Как у человека никогда особо не дружившего со своим телом, участь моя в качестве танго-ученика была более чем незавидна. :о) Тем, кто начинает сейчас, будет существенно проще, легче и быстрее достигнуть желаемых результатов в своем обучении. Думаю, за то время я собрала практически все возможные грабли на этом поприще (и как ни странно, до сих пор продолжаю их собирать и разбирать).

Проанализировав свой опыт обучения начиная с конца 2005 года, я выбрала самые вредные установки и убеждения, воплотившиеся в 10 мифов танго, наиболее сильно испортивших мою танго-жизнь. Я не знаю какого количества радости и удовольствия от занятия любимым делом меня лишили эти зловреды. Подозреваю что результаты измерения, будь они возможны, были бы просто шокирующими. Поскольку в танго я росла как лидер, то большая часть будет относиться к проблемам партнеров, однако танго — командная работа, и многие вещи одинаково касаются обеих ролей, как лидеров, так и ведомых. Какие-то установки, возможно, были адекватны на определенном этапе обучения, однако со временем превращались в монстров, отравляющих жизнь. Ну что, поехали..

10 мифов танго

1. Партнер ведет, партнерша следует


10 мифов танго ведение следование
Как писал Оливер Колкер «но это если он ведет, а она следует» (с). Многие понимают это так «партнер руководит, партнерша слушается», или так «партнер управляет, партнерша полностью отдается на его волю», или даже так «он сказал, она тут же сделала как он сказал». Я специально написала по сути одно и то же несколько раз. Именно подобные формулировки чаще всего появляются в сознании при взгляде на оригинальную фразу. На мой взгляд, формулировки, связанные с властью, а никак не с тем, что реально происходит, не с танцем. По форме все может быть верно, однако по сути это чрезвычайно урезанный, «кастрированный» вариант действительного процесса, танца.

Сейчас я бы сказала, что в танго партнер ведет примерно 60% времени, а следует — 40%. Цифры приблизительные. Говорю о том танго, которое нравится мне сейчас. И речь не идет о смене ролей (хотя я могу и люблю!) — дело в умении (и желании) слушать тело, движение другого человека, реагировать на него, оставаясь в своем собственном теле. И пожалуй я соглашусь с мнением, что партнерше не обязательно уметь вести, чтобы хорошо танцевать, однако партнер должен уметь следовать хотя бы на базовом уровне чтобы действительно танцевать очень хорошо. Мне жаль, что чисто организационно нереально в обязательном порядке сначала учить партнеров следованию, как в рассказах старых милонгеро: «год тренировался за девочку, потом учился вести мужчину» — где же напасешься на всех столько опытных лидеров? Да и мало кто из мужчин теперь согласится на такое. Зачем, если и так полно красивых, доступных женщин?

С другой стороны, все больше мужчин воспринимают тезис «партнер ведет, партнерша следует» уже не так плоско, хотят в танце быть собой, а не сферическим крутым мачо, получать радость от совместного движения, а не от ощущения себя «водителем кобылы», и это не может не радовать.

2. Партнер ответственен за движение партнерши


10 мифов танго ответственность
Можно еще сказать более привычно — за все отвечает партнер. А если перевернуть в другую сторону — без импульса мужчины женщина и шагу не ступит (с). Глобально это может быть правдой. Кто главный, кто решает, ведет, тот и отвечает в случае чего. Это все клево и в танго тоже, особенно на начальном этапе обучения, когда многие (иногда впервые) примеряют на себя определенные ролевые модели поведения, либо когда учиться приходят люди с таковыми хорошо сформированными и ассимилированными моделями (уже прям готовые «настоящие» мужчины и женщины), да еще желательно с хорошими отношениями с собственным телом.

А если партнер и со своим телом не очень-то ладит, а тут ему дают «в нагрузку» дополнительное (пионер, ты за все в ответе!)? А если лидер не сильно «настоящий мужчина» (вроде меня)? А если еще стописят других особенностей и дополнений? Для симметрии и пущего эффекта девушек в это время усиленно стращают от самохода (фи, какая гадость!). На выходе получаем партнера, который не танцует, а выполняет «тяжелий работа» по ювелирному переставлению партнерши, кляня свою непростую, но почетную участь (напомню, девушки в это время тоже не танцуют, а прилежно слушают ведение, дабы таки ступить в очередной шаг).

Насколько это стремно, могу сказать по себе: был длительный период, когда ведение стало для меня чем-то крайне тягостным. До сих пор не знаю, почему я тогда не бросила это «проклятое танго». И одно из самых ярких и жизнеутверждающих впечатлений в моем обучении — когда (несколько лет назад) мне наконец-то показали, что я как партнер не ответственна за движение партнерши. Она САМА перебирает своими ногами, САМА скручивается или нет, САМА попадает в бит или не попадает, сохраняет объятие или не сохраняет. Это ее движение и отвечает она за него полностью самостоятельно. Какое облегчение, ура! :о) Да, именно партнер следит за навигацией, именно он выбирает общую линию движения, однако если девушка, например, сама захочет помахать ногами, чем он ее сможет остановить, либо наоборот, заставить? Не надо брать на себя груз ответственности за то, чем вы напрямую не управляете, лучше больше следите за своим собственным телом. А иначе из этого пункта может плавно вытечь следующий.

3. Во всем виноват партнер (партнерша)


10 мифов танго во всем виноват партнер
Что бывает, когда конечный результат зависит от нескольких человек, а вся ответственность лежит только на одном из них, а на других ничего? А что бывает, когда реальная власть в паре есть только у одного, а у другого — ничего? Правильно, террор и геноцид. :о) Обычно партнеры забивают партнерш — ты не ведешься, не слушаешь меня, не туда пошла, неправильно поняла, недокрутилась и вообще все хреново сделала, стань получше или у меня еще тут очередь таких же — вишь, стоят девчонки, стоят в сторонке (из того, что я наблюдала). Но более ухватистая и активная партнерша также вполне может забить партнера — это ты не ведешь, не поворачиваешь меня, не доводишь до оси, даешь противоречивые сигналы, дергаешь руками, не обнимаешь, и вообще ты мужчина и должен отвечать за все! В первом случае может получиться достаточно слаженная с виду пара, с запуганной, послушной девушкой с отбитой фантазией и мужчиной с вечно недовольным лицом, которое он не стесняется демонстрировать ей и всем окружающим когда она налажает в очередной раз (а лажает она часто). На второй случай, если мужчина по каким-то причинам все таки продолжает заниматься танго, бывает тяжело смотреть без слез: ну нельзя вести, во-первых, без какой-то минимальной уверенности в том, что ты делаешь, а от уверенности-то как раз не остается и следа пред суровым лицом сурово бдящей дамы, во-вторых, без внутреннего желания быть с этим человеком, а какое уж тут желание..

В общем случае это не какая-то специфическая проблема танго. Это проблема отношений в паре. Однако эта проблема иногда сознательно или бессознательно культивируется определенными установками в том числе и от преподавателей (кстати, некоторые галантные или желающие казаться таковыми партнеры могут пользоваться фразами «во всем виноват партнер» или «ошибок в танго не бывает» в контексте «куколка, расслабься, не забивай свою хорошенькую головку всякой ерундой — со мной тебе будет хорошо»). Если во всем виноват и за все на свете отвечает только один партнер, то будьте уверены, он/она найдет способ переложить свой груз на плечи другого. Как это скажется на удовольствии от танца? На качестве танцевания? Представьте сами.

4. Руками не водят!


10 мифов танго руками не водят
Практически первое, что слышат начинающие танго-лидеры. При этом опускается вторая часть фразы: «руками не водят отдельно от тела». Хотя вообще-то иногда таки водят, и очень даже отдельно. Но на тему фильтров любезно льющейся информации я особо выскажусь ниже.

Чем чреваты руки? Тем, что на выходе получаются безрукие партнеры, либо с руками-тряпочками и отсутствующим объятием, либо с застывшей железной хваткой (те, кто «держит объятие»). Последнее — это про меня до недавнего времени, я тоже держала объятие. Ну и девушку заодно, чтобы не ушла куда не надо. :о) И очень не любила, когда партнерши мне демонстрировали «живое объятие», как они его понимали, потому что выражалось оно в основном либо неожиданными «провалами» и потерей контакта, либо в жестком воздействии на мой центр тяжести (толчки и стаскивания). Когда я первый раз попала в это самое живое объятие, это было вау!

Так вот, руками водят и еще как! Только движения рук должны быть согласованы с общим движением тела, с его центром тяжести, если хотите. Руки «включаются» в нужные моменты движения. Лучше бы конечно как следует распробовать это ощущение вживую, например, на частнике у толкового преподавателя. А то через монитор могут быть сильные искажения в передаче информации.

5. Надо расслабиться


10 мифов танго надо расслабиться
Хорошее дело. И цель благая — убрать излишнее напряжение, мешающее движению. Только при этом обычно не уточняют, как именно это сделать? Что конкретно расслабить? До каких пор? В какой момент времени? В общем, если бы я обладала навыком задавать нужные вопросы сколько-то лет назад, может быть мне бы легче жилось на этом свете. :о)

Проблемы тут, как минимум две. Первая: человек, слышащий эту фразу, не знает свое тело, не осознает его и/или не умеет с ним взаимодействовать. Допустим, скажут мне «у тебя напряжена шея, расслабься». А я этого не чувствую. И вообще этим процессом (фоновое напряжение мышц) сознательно не управляю. И что мне теперь делать? Второе: что будет, если человек полностью расслабится? Скорее всего, упадет на пол и будет валяться. Для танца же нужно не расслабиться, а напрячься в нужных местах. И чем быстрее, динамичнее танец (например, милонга), тем больше этого «напряжения» — активнее задействуются различные группы мышц. Так что данная установка на мой взгляд в общем случае полностью бесполезная, а иногда даже вредная. От чрезмерного расслабления тело становится вялым, ватным, пропадает объятие: медленно ползать под лирику может быть и ничего, но активного, динамичного движения уже не получится.

6. Движение должно быть совместным


10 мифов танго совместное движение
Очень интересное положение. И я бы сказала, верное. Однако и я сама, и многие другие, понимали и понимают его неправильно. Если кому-нибудь сказать эту фразу, а затем попросить объяснить ее значение, скорее всего вы услышите в ответ что-то вроде «партнеры должны двигаться одинаково/одновременно/синхронно». И вот это уже путь в ложном направлении. Даже в самом начале обучения — если немного призадуматься, становится понятно что партнеры не так уж часто движутся «синхронно» и одновременно: помимо параллельной системы, существует перекрестная, во многих движениях кто-то ускоряется, кто-то замедляется и тому подобное. К сожалению, меня это в свое время ни на какие размышления не навело. Из-за установки на «совместное движение» я надолго застряла на определенном уровне, не в силах продвинуться дальше. :о( А как на самом деле?

Сейчас я бы сказала, что движение не должно, а часто и не может быть «одинаковым» для обоих партнеров. Совместность подразумевает то, что во время своего собственного движения, своего собственного танца, я все время имею в виду движение другого человека, постоянно слушая его тело. Это состояние, которое мне хочется назвать «потоком», состояние наибольшей телесной осознанности, что мне известно. Есть мой личный танец, танец моего партнера, но благодаря непрерывному вниманию друг к другу мы тем не менее создаем нечто совместное, наш общий танец. И это круто.

7. Хороший партнер всегда станцует с любой партнершей


10 мифов танго любая партнерша
Враки и прямой путь к комплексам. Слов-ловушек тут два — «всегда» и «с любой». Хороший партнер действительно хорошо станцует, но не с любой и не всегда. Глупо ориентироваться именно на этот критерий уровня. Разве в жизни вы сможете договориться с любым человеком в любых обстоятельствах? Сомневаюсь. Даже если вы гений общения, нельзя быть уверенным, что вам не встретится какой-либо особо «несовместимый» с вами человек, либо просто больной, например, психопат. В танго я психопатов, тук-тук-тук, не видела, однако вас может ожидать множество сюрпризов, и не всегда приятных. Изначально адекватная оценка своего влияния на партнера и отсутствие неоправданных ожиданий от себя и от него поможет вам сэкономить много нервов и получить гораздо больше наслаждения от танца.

8. Жизнь в танго проходит на одной ноге


10 мифов танго на одной ноге
Может быть относительно справедливо в отношении партнерши, но в отношении партнера опять наглое и вредное вранье. Я уже даже не смогу вспомнить, где, когда и от кого услышала эту фразу. Ладно бы только услышала. Однако долгое время, как выяснилось позже, это неосознаваемое убеждение оказывало на меня большое влияние: даже имея возможность пользоваться свободной ногой для опоры, я этого не делала, пытаясь сохранить равновесие на одной ноге в немыслимых положениях. Жизнь моя осложнялась тем, что по физической комплекции я прямо скажем мелкая, а моя партнерша крупнее меня. Но я не сдавалась — как же! Я просто плохо стараюсь, надо же иметь идеальный баланс и устойчивость, стоя на одной ноге. Вон аргентинцы как крутятся и не падают. То, что я что-то не то делаю, к сожалению, в голову мне не приходило.

Когда наконец пришло (с внешней помощью), за пять минут моя устойчивость как партнера увеличилась в разы — по сравнению с предыдущими годами обучения. Очень жаль, что этого не случилось раньше. И очень здорово, что это все таки произошло. Так что партнеры (и партнерши тоже, но партнеры особенно) — облегчите себе жизнь, не стесняйтесь пользоваться для опоры обеими своими ногами где можете, ваш танец от этого только выиграет.

9. Делай как я!


10 мифов танго делай как я
Самое пакостное заблуждение, с которым я только встречалась. По крайней мере, я чувствую, что пострадала от него больше всего. Независимо от уровня, квалификации и прочих атрибутов — каждый преподаватель дает материал с позиций как правильно и неправильно. Все бы отлично, но практически у всех это сводится к неявному посылу «а сейчас я вас научу танцевать с собой». Особенно это заметно, когда начинаются сентенции вида «делай как я», «да, есть такие-такие варианты, но нужно делать вот так», естественно, с мощным (или не очень) обоснованием своих слов. Исключений я встречала крайне мало.

В целом, я считаю этот подход нормальным и оправданным при одном условии: человек должен сказать, что предлагаемый им способ действительно работает — лично у него. И правильный он — тоже лично для него. Хочу сказать — пробовать как говорят нужно обязательно! Но не странно ли предполагать, что одно и то же подойдет высокому сто килограммовому дядьке и маленькой худенькой девочке? И если у одного человека партнерша в два раза меньше его, а у другого такой же комплекции как он или больше, будут ли одинаковы способы их взаимодействия друг с другом внутри пары? А сколько еще может быть подобных факторов помимо физиологии, вроде характера, темперамента и прочего? И наличие всего этого часто полностью отрицается требовательным «делай как я!» из уст танцевальных небожителей и динозавров.

Сейчас я непременно пробую все, что мне предлагают. И да, что-то (или многое) не получается из-за технических огрех или физических недоработок. Однако рекомендую всегда держать в голове, что любые знания «как надо» и «как правильно» должны быть не просто приняты к сведению и отработаны, а если хотите, ассимилированы, переработаны и присвоены вами, вашим телом. И всегда нужно помнить, что даже проверенное, работающее «правильно» может не работать с конкретным человеком, стоящим перед вами. Танго — «командная работа», и в первую очередь нужно отталкиваться от текущей реальности, а не от, пусть хороших, правил и догм.

Могу привести смешной пример. Однажды меня пригласил человек, который танго не танцевал, не учился этому. Он просто много смотрел и захотел попробовать. Ходил он соответственно, широко расставляя ноги. При этом я-то ноги старательно собирала — ну как же, некрасиво же и вообще. Было мне, мягко говоря, неудобно. Целых полторы или две мелодии. Пока к третьей меня таки не осенило — нафига козе баян? Зачем я это делаю? Мне нужно всего лишь двигаться вместе с ним, не доделывая ничего лишнего если не надо! Остаток танды я провела вполне хорошо, и даже с некоторым удовольствием несмотря на его нулевой уровень. Могу привести уже менее смешные примеры, но не буду, ибо хочется ругаться матом. Думаю, общая идея вполне понятна.

10. Надо больше танцевать, даже если не хочешь


10 мифов танго надо больше танцевать
Ооо, это классическая «палка-ковырялка» для тыкания в партнеров. Типа, чего это вы тут сидите кофе пьете, когда вокруг столько прекрасных дам нетанцованных?! Или заход с другой стороны «какой же шикарный и галантный N.! танцевал всех подряд без перерыва!» — утритесь все, кто не такие. При этом я действительно считаю, что очень важно и полезно танцевать много и с разными партнерами — количества часов реальной практики ничто не заменит. И действительно здорово, когда все имеют возможность хорошо потацевать несмотря на всякие гендерные балансы-дисбалансы. Засада тут во второй части фразы. Надо танцевать как можно больше, но не когда тебе на самом деле этого не хочется. Я не знаю, есть ли смысл что-то тут объяснять. Думаю, любой человек, которого когда-либо что-либо заставляли делать (пусть даже он сам себя заставлял) поймет о чем я. А если нет, то вряд ли.

Могу только рассказать историю про одного моего знакомого. Он очень любил персики. Однажды ему достался большой мешок персиков, который он был вынужден быстро съесть, чтобы они не испортились. И знаете что? По прошествии многих лет он все еще питает отвращение к персикам.

Отношение и ожидания


10 мифов танго отношение и ожидания
Я уже немного писала об этом ранее, но все равно хочется повториться и еще раз обратить внимание на такие важные явления. Хотите действительно получать максимум удовольствия от того, что вы делаете? Никогда ничего не ждите заранее. Наслаждайтесь процессом. Тогда неудачи вас не обескуражат, а успехи будут радовать по полной. А то как бывает. Например, человек ждет повышения зарплаты на работе на 10 тысяч, а ему прибавляют только три. Будет он рад? Хотя прибавка-то по факту есть, но радости никакой не будет, скорее злость, что недооценили и недодали. Если б не ждал вообще ничего, был бы очень рад — целых три тысячи добавили! :о)

Ну и про отношение. Будьте доброжелательны, в первую очередь к себе самому. Относитесь хорошо к себе и к окружающим вас людям. Хотя бы к тому, кого вы обнимаете в данный момент — ведь это вы сами его выбрали, пусть только на ближайшие четыре мелодии.

10 мифов танго

Если посмотрев на эти пункты, вы смогли что-то увидеть и улучшить в своем танцевании, начать получать больше удовольствия от занятий аргентинским танго, я буду считать свою «миссию» по сбору и обобщению этих «10 мифов танго» выполненной. Ну а если у вас есть что дополнить по теме — обязательно делитесь! Кто знает скольким людям могут помочь именно ваши слова?

Удачи!

10 мифов танго

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
  • 88
  • 35
  •  
  •  
  • 88
  • 35
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *