Какие типовые задачи решает любой самостоятельный турист? Всегда это транспорт до места, жилье, питание и транспорт на месте. Вариантов перемещений на месте не так уж и много: пешком, на такси, общественным транспортом или аренда средств перемещения (в основном, конечно же, аренда автомобиля). Арендовать можно что угодно, начиная от велосипеда, заканчивая лошадьми и частными яхтами-вертолетами-самолетами. Мы такую экзотику рассматривать не будем, ибо в подавляющем большинстве случаев она просто не актуальна.
Как посмотреть максимум/побывать во всех интересующих вас местах за комфотные средсва и удобное время? Хорошо если вы приехали смотреть какой-то конкретный город, где все локации находятся относительно недалеко друг от друга и везде можно добраться, например, пешком или на дешевом общественном транспорте. А если нет? Если все места разбросаны то там, то тут, время их работы ограничено, налаженного сообщения между ними нет или это обойдется в копеечку?
Выход как всегда есть — аренда автомобиля. Это и комфортно, и приятно, и относительно недорого, особенно если озаботиться этим вопросом заранее до поездки. К выбору автопроката нужно подходить ответственно. Внимательно изучайте все условия и обговаривайте неясные моменты до подписания договора. Вы ведь планируете отдыхать, а не разгребать внезапно свалившиеся вам на голову сложности?
Нет ничего проще, чем взять машину на прокат. Тем более, когда уже совершенно ясно представляешь себе все важные нюансы и особенности. Почему это просто необходимо? Потому что арендовать авто и арендовать авто без неприятных последствий для себя — две большие разницы, как говорят в Одессе. Поэтому очень важно понимать, на что надо обращать внимание и как вообще грамотно выбирать фирму (либо частника) для сотрудничества. Существует целая куча факторов, на которые нужно ориентироваться при выборе. Это может показаться сложным первый раз, но когда вы с этим разберетесь, дальше станет гораздо проще и легче. Вы будете проводить оценку буквально на автомате. Итак, поехали.
Аренда автомобиля — требования к арендатору
То бишь к вам. До того, как разбирать что-либо относительно условий проката, надо понять сможете ли вы взять автомобиль в аренду в принципе? Важных требований всего три, из них сто процентно обязательное условие только одно — наличие прав на управление транспортным средством соответствующей категории. То есть, категории А при аренде мотоцикла или категории В при аренде легкового автомобиля (другие категории вам вряд ли когда-либо понадобятся). Причем несмотря на то, что наши оригинальные российские права сейчас имеют (вроде бы) все обязательные атрибуты для их чтения и идентификации зарубежом (ваше имя, фото, срок действия, открытые категории, все на латинице), очень желательно сделать и иметь при себе международные права, так называемые МВУ (международное водительское удостоверение).
Признаюсь, что сама таких прав еще ни разу не делала из-за жабы на госпошлину (сейчас 1600 рублей на три года). Однако я всегда предварительно выясняла у прокатчика, подойдут ли мои национальные водительские права в их стране. Пока подходили.
Следующее важное требование к вам — определенный возраст. В подавляющем большинстве стран вы не сможете арендовать машину если вам меньше двадцати одного года (уж меньше 18 — вообще везде точно однозначное нет). Если вы старше некоего возраста, 65 или 75 лет (тут условия разнятся), то вам либо откажут, либо потребуют фиксированной доплаты за риски. Также стандартна практика доплаты за молодого водителя, возрастом от 21 до в среднем 24 лет, тоже за повышенный риск.
Третье, последнее и самое мягкое «требование» — ваш общий водительский стаж, который определяется по дате открытия водительской категории на ваших правах. Не всегда и не везде, но иногда ваш стаж может быть использован вами как повод к снижению стоимости аренды. Например, если вы решите воспользоваться предложенным мною ниже алгоритмом аренды и будете торговаться с прокатной конторой. Разумеется, если стаж у вас большой. Иначе о нем можно просто не упоминать, тем более что обычно про скидки за стаж никто и не говорит. Скорее, механизм обратный — могут быть дополнительные «накидки» или доплаты при маленьком водительском стаже.
Виды прокатов
Прежде чем мы перейдем к разбору непосредственных параметров аренды, хочется определиться с технической классификацией предмета. Просто чтобы вы могли легко ориентироваться в рассматриваемой нами области если вдруг у вас пока нет, либо еще мало опыта. Сначала разберемся с видами прокатных контор. На мой взгляд, они могут быть:
1. Глобальные. Такая организация присутствует повсеместно, фактически имея свои пункты по всему миру — уж в каждом крупном аэропорту точно, и обязательно имеет свой сайт в сети интернет. Яркие представители — Hertz, Avis. Глобальные прокатчики отличаются самыми худшими условиями из всех. Видимо, ввиду огромного размера сети им приходится покрывать большие расходы. Которые перекладываются — правильно — на конечных клиентов.
Тут вам и самые высокие цены, и самые ужасные страховки с жуткими франшизами, и дополнительная плата за каждый чих. Все это оправдывается якобы высокой надежностью и тыры-пыры, но вестись на это не следует. Хотя можно использовать их для предварительной проверки цен на аренду авто в определенном регионе. Также у них иногда (очень редко), бывает, случаются акции, которые возможно вам подойдут. Торговаться с этими конторами в целом бессмысленно, тем более при наличии конкурентов из двух следующих пунктов.
2. Локальные. Это мелкие прокаты на месте — в определенной стране, регионе или даже просто в конкретном городе. Обычно у них самые лучшие условия: низкая цена, которая может стать еще ниже при длительном сроке аренды, хорошая страховка без франшизы в комплекте, бесплатные дополнительные опции. Основной минус — их может быть непросто отыскать в интернете. Да и не у всех поголовно (до сих пор!) есть свой сайт. Хотя справедливости ради, таких компаний все меньше и меньше, все таки двадцать первый век уже на дворе. Также существует определенная (небольшая, но все же) доля вероятности, что сотрудники локального проката не владеют английским и уж тем более русским языком. То есть вы просто не сможете договориться друг с другом. Но уж зато при нахождении общего языка вы имеете огромные шансы получить лучшее предложение на рынке.
3. Сетевые агрегаторы. Это сайты, собирающие в себя предложения как крупных международных, так и небольших локальных прокатчиков. Удобство заключается в том, что можно получить и сравнить различные варианты в одном месте. По сравнению с конкретными местными прокатными конторами конечное предложение может быть как лучше (прокат предлагает акцию пользователям агрегатора для того, чтобы выйти на рынок), так и хуже (акция может оказаться «акцией» за счет ухудшения других условий, плюс сам агрегатор иногда добавляет посредническую наценку).
В плане оплаты работают они по той же схеме что и агрегаторы в других сферах, а именно — оплата проходит с помощью банковских карт и идет через сам сервис. То есть вы платите сервису-посреднику, а не прокатчику напрямую. Сначала некоторую сумму-предоплату, затем, в соответствии со сроками и условиями аренды, с карты будет списан остаток (с вариациями). Данная особенность является как плюсом, так и минусом. Плюс — это возможность пользоваться кредитными картами для оплаты и не морозить свои собственные средства.
Также в случае каких-либо разборок и конфликтов решать их, на мой взгляд, гораздо проще с крупным посредником (который к тому же вряд ли куда-то денется), нежели с мелкой фирмой непонятно где. Минус — само наличие аванса или даже полная предоплата. Вдруг случится некий форс-мажор непосредственно перед поездкой или во время нее и вам придется изменить свои планы? Вернуть деньги в таком случае будет проблематично. Дополнительным минусом является невозможность поторговаться с сервисом в отношении цены или условий. Приходится брать что предлагают. Или не брать.
По условиям аренды: они всегда представлены на сайте. Рекомендую обязательно тыкать во все ссылки и внимательно читать все, что там написано (ну а как вы хотели?). Ни один сервис агрегатор не заинтересован в потоке жалоб от недовольных клиентов, поэтому вся важная информация непременно будет присутствовать в блоке-предложении, пусть не на самом видном месте, а где-то в выпадающем по ссылке окне. Ваша задача ознакомиться с ней и решить, подходят вам данные условия или нет. Подробно каждое из них мы обсудим чуть ниже.
Вообще в интернете можно найти множество сайтов-агрегаторов аренды машин (главное чтобы это был не мошеннический сайт!). Расскажу про пару из них. Самый популярный и раскрученный сайт подобной тематики, конечно же, Rentalcars, где можно забронировать автомобиль практически в любой точке земного шара. По масштабу это что-то вроде Booking или Airbnb в сфере аренды легковых автотранспортных средств.
За ним с большим отрывом в популярности идет Autoeurope. Здесь также можно арендовать автомобиль почти по всему миру.
Что касается проката авто в России, могу порекомендовать агрегатор MyRentacar. Если что, они работают с несколькими популярными среди граждан Российской Федерации туристическими направлениями: Черногория, Чехия, Грузия, Кипр, Болгария, Греция.
Интерфейсы у всех на русском языке, все ясно и понятно, так что вряд ли вы запутаетесь. Хотя лично мне больше всего нравится иметь дело напрямую с локальными прокатами, тем не менее, я считаю что будущее за подобными сервисами. Просто потому что это удобно, безопасно и быстро. С видами прокатов мы вроде бы разобрались, давайте рассмотрим еще одну важную классификацию в арендном авто-бизнесе, а именно классы авто.
Классы автомобилей
С этим пунктом на самом деле все крайне просто. С разделением автомобилей на классы в повседневной жизни сталкивался каждый, хотя бы на уровне малолитражка и полноприводный джип. У зарубежных прокатчиков классы маркируются буквами латинского алфавита, от А, B, C, D и до… даже не помню, какая там последняя может быть буква. При этом машина класса А — самая простая и дешевая. С каждой последующей буквой класс повышается, а стоимость, соответственно, увеличивается.
В нашей системе могут быть просто словесные обозначения. Например: мини, эконом, комфорт, семейный, спортивный, элитный. Также возможно разделение по следующим категориям: полноприводный, универсал, минивэн, многоместный минивэн и тому подобное. В каждом классе и категории машины также могут различаться по своим характеристикам. Механический привод всегда обойдется дешевле, а автомат — дороже. Трех-дверные — дешевле, нежели пяти-дверные. То же самое касается некоторых важных дополнительных опций, вроде наличия кондиционера или климат-контроля.
Поэтому если вы учились на нормальной машине (на шестерке, например :о)) ) и комфортно себя чувствуете за рулем механики, у вас появляется ценовое преимущество по сравнению с теми, кто может пользоваться только автоматом. Иногда преимущество значительное. Также если вы путешествуете вдвоем (или вчетвером максимум), и не испытываете пренебрежения к маленьким машинкам, то сможете прилично сэкономить, арендовав авто класса А (мини), по сравнению со всеми остальными классами.
Более того, в той же Европе маленькая машина ко всему прочему может иметь колоссальные преимущества помимо непосредственно цены, а именно: меньший расход топлива, которое как вы знаете заграницей обычно сильно дороже, гораздо проще запарковаться в проблемных в этом плане европейских городах, легче ездить и маневрировать по зачастую узким европейским улочкам. А кое где вы меньше заплатите за проезд на платных автобанах или пароме.
Лично я всегда бронирую самые простые маленькие авто на механике, с кондиционером и пятью дверями (да они мне просто нравятся!). Кроме всех вышеуказанных бонусов иногда случается и так, что прокатная фирма не рассчитывает свои силы и забронированное авто оказывается занято в момент вашего приезда. В таком случае вы можете получить автомобиль более высокого класса за стоимость малолитражки! У меня такое случалось пару раз (и я, кстати, была еще и не слишком довольна, поскольку первое время приходилось привыкать к габаритам большего размера на узких улицах).
Вообще, при выборе машины вы всегда сможете посмотреть на сайте ее характеристики и комплектность. Либо запросить такую информацию при общении по электронной почте. Думаю, с классами все ясно, давайте перейдем к самому популярному критерию выбора автомобиля.
Цена
На что все смотрят в первую очередь? Конечно же на стоимость. При аренде она рассчитывается исходя из класса автомобиля и количества суток аренды. Тут, разумеется, чем она меньше, тем больше все радуются. Учтите, что цена за сутки может серьезно меняться в зависимости от срока аренды. Стандартно, чем дольше, тем дешевле вам обойдется каждый день. У кого-то скидки начинаются от трех суток, у других от недели. При аренде на месяц и более можно договариваться о внушительном снижении стоимости.
В некоторых прокатах присутствуют всякие поборы, например, за доставку авто в определенное место, отличное от стандартно предлагаемых, или сбор за поздний/ранний подгон автомобиля, либо его забор. Практически всегда все подобные сборы отменяются при условии срока аренды, начиная с определенной длительности. Так что длительная аренда — ваш реальный козырь в торгах. Кроме скидки за каждый день можно получить (или договориться) об отмене сборов или каких-то ограничений, к примеру, на суточный пробег, и/или о получении дополнительных услуг, вроде второго водителя или детского кресла, также со скидкой или совершенно бесплатно (подробнее об ограничениях, услугах и условиях ниже).
Да, вы верно поняли — с прокатчиками обязательно нужно заранее связываться, общаться и торговаться! Обычно для этого нужно оставить заявку на сайте. После того, как вам придет сообщение (или сразу подтверждение) о брони на ваш электронный адрес, вы вполне можете написать на полученный емайл и задать все интересующие вас вопросы и уточнения. Краткий алгоритм аренды смотрите в соответствующем подразделе статьи.
Способы оплаты
Варианта всего два: банковской картой или наличными, все остальное встречается так редко, что по праву может считаться экзотикой. У обоих вариантов есть как плюсы, так и минусы. Чем хороши наличные, так это прозрачностью и понятностью: рассчитались на месте и все, голова не болит. Потом какие-то претензии вам уже вряд ли предъявят — сложно, долго и дорого. Особенно если вы внимательно изучили все условия, прочитали договор и соблюли процедуру возврата — о ней читайте в своем разделе ниже.
Также за оплату наличными вам вполне могут сделать скидку (алгоритм: сумма такая-то, а какие варианты оплаты? а если я заплачу наличными а не картой какая будет скидка?). Жирные минусы нала: когда надо везти пачку долларов/евро в трусах (снять на месте без комиссии вряд ли удастся), и когда требуется внести не маленький залоговый депозит, в среднем в районе от 500 до 2000 конкретных валютных единиц. Ну и как и везде следите, чтобы вас не обсчитали. :о)
Плюсы оплаты картой: удобство перевозки маленького кусочка пластика куда угодно, в том числе и заграницу. Удобство и безопасность платежей. Участие во всяких бонусных программах банка. Также оплата картой — единственный вариант при бронировании авто на сайте-агрегаторе. Правда чаще всего таким образом происходит плата за бронирование в некотором проценте от размера итоговой суммы, в среднем 15%. А оставшуюся сумму возможно придется оплатить прокатчику на месте наличными.
Огромный плюс карты также очевиден при обеспечении страхового депозита. Только использовать для этого нужно исключительно кредитную карту — вам не будет ни жарко, ни холодно от блокировки пары тысяч кредитных долларов, принадлежащих банку. А иначе придется морозить свои собственные средства, которые будут вам недоступны до момента разблокировки. Ну и кредитный лимит для этих целей желательно иметь побольше.
Минусы карты — возможные неявные для вас накрутки, заложенные в цену для компенсации комиссии банка за транзакции (правда при оплате налом эти накрутки часто «забывают» снять, приходится напоминать о скидке). Также вероятна приличная разница в списании итоговой суммы операции при больших скачках курса валют для рублевых карт. А валютных кредиток в наших банках я что-то сходу и не припомню наверно. Еще вполне возможны попыки каких-либо дополнительных списаний с вашей карты прокатчиком в дальнейшем, как относительно обоснованных (например, получен штраф), так и явно мошеннических. Правда в последнем случае вы легко оспорите операцию в своем банке, так что в любом случае паниковать не стоит. Но знать о потенциальных проблемах явно нужно.
Кстати, дальнейшие списания легко можно нейтрализовать следующим способом. Заведите себе дополнительную карту к счету специально для поездок и в путешествиях пользуйтесь только ею. А по окончанию поездки просто выставляйте все лимиты на операции по ней в ноль.
Аренда автомобиля — страховка
Помимо цены обязательно ознакомьтесь с условиями. Здесь, конечно, вполне возможно запутаться в первый раз. Однако помните, что самое-самое-самое главное для вас — это страховка, есть ли она вообще, что она покрывает, а что нет. Однозначно не стоит связываться с прокатом без страховки, даже если авто по цене выходит почти что даром! Оно вам надо? Ведь в случае любых проблем вы окажетесь крайним и будете отвечать по всей строгости своим личным кошельком.
Далее не рекомендую брать страховку с франшизой, особенно крупной (все, что более 30-50 у.е.). Для тех, кто не в курсе, франшиза — это размер вашей материальной ответственности в случае чего. Допустим, при франшизе в 200 евро при повреждении автомобиля вы будете обязаны оплатить его ремонт в пределах 200 евро, а если вдруг стоимость ремонта оказалась дороже, то остальное, так и быть, покроет страховая компания. Страховка с франшизой зачастую положительно отражается на арендной стоимости, поскольку сама по себе обходится дешевле. Но будьте уверены, за любую царапинку с вас сдерут по-полной. К тому же, как показывает практика, всегда можно найти вариант с нормальной страховкой примерно за те же деньги, либо даже дешевле.
Сама по себе страховка тоже бывает разной, и отличается набором покрываемых рисков. Для Европы стандартный набор рисков примерно такой:
— повреждение автомобиля (CDW, Full Collision Damage Waiver (FDW, FDCW), SuperCover) — аналог российского КАСКО
— полное уничтожение автомобиля и угон (Fire and theft insurance, TP)
— ответственность перед третьими лицами (Third party insurance): если по вашей вине пострадало имущество третьих лиц (material damage) или другие люди (personal injury): аналог нашего ОСАГО
— страхование здоровья и жизни водителя и пассажиров (Personal accident insurance, PAI)
По каждому виду существует свой лимит ответственности, сверх которого придется платить опять же из своего кармана. Также очень часто отдельным страховым риском идет страховка повреждений днища, колес и зеркал (insurance for wheels, tires, glass and damages under the car), уж не знаю почему. Поэтому даже если вам говорят «полная страховка без франшизы» (comprehensive insurance without excess), всегда нужно уточнять, что конкретно в нее входит.
Названия рисков в конкретной стране, разумеется, могут отличаться. Обязательно спрашивайте что означает тот или иной пункт если вам что-то неясно или непонятно. Стеснение в данном случае совершенно неуместно и может вылиться в крупные неприятности для вас. Лучше всего вести переговоры письменно по электронной почте (при бронировании заранее — а я рекомендую делать только так). Либо попросите дать вам правила по страхованию/какую-то бумагу, где было бы ясно написано, что как называется и какое покрытие имеет каждый включенный в страховку риск.
Например, какова сумма страхового покрытия при повреждении автомобиля или при ДТП с другим авто по вашей вине. При страховании риска жизни и здоровья может оказаться, что пассажиры страхуются, а водитель нет — лично я сталкивалась с такими условиями. Вообще тема страхования крайне важная и чрезвычайно обширная, уж не знаю к сожалению или к счастью. Что касается жизни и здоровья, то вы должны обязательно иметь свою медицинскую страховку, покрывающую риски несчастных случаев, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях. О выборе такой страховки вы можете почитать в этой и этой статье. Так что в данном случае можно обойтись без включения защиты жизни и здоровья водителя и пассажиров в автомобильную страховку. Но вот все остальные риски непременно должны быть учтены.
Если вам непонятны объяснения, вы можете задавать совсем простые и конкретные вопросы. Спросите: если случится то-то и то-то что я должен буду заплатить? Вам либо назовут какие-то определенные суммы, либо скажут «ничего». Поинтересуйтесь тогда, где все это написано/указано в подписываемых вами документах? Пусть вам покажут и ткнут пальцем в нужные места. Хочется еще раз повторить — не стесняйтесь быть «туповатыми» в подобных вопросах. Во-первых, это совершенно нормально. Во-вторых, от этого напрямую зависит ваше благополучие. И добрый вам совет: если вдруг с вами не хотят разговаривать, объяснять, вас торопят, игнорируют ваши вопросы, общаются с вами свысока, мол, все и так понятно, вы что, дураки? — разворачивайтесь и уходите. Вот сто сорок шесть процентов что дело нечисто и вы с огромной долей вероятности влипнете в неприятности и пожалеете в итоге.
На самом деле тема страхования может быть поистине неисчерпаемой, с целой россыпью всевозможных подводных камней. К примеру, могу рассказать, как я покупала медицинскую туристическую страховку во Вьетнам у нас в России и выясняла все условия по ней. Она покрывала ущерб здоровью при дорожно-транспортных происшествиях, независимо от того, был ли застрахованный водителем или пассажиром. Но. Если застрахованный был водителем, то ущерб компенсировался только при наличии у него разрешения на вождение данного вида транспорта, действительного на территории страны пребывания. Все вроде бы хорошо и здорово, да? А вот и нет: по законодательству Вьетнама, на его территории действительны исключительно только местные права, независимо от того, есть ли они у вас в принципе или нет! Единственное исключение — аренда мопедов и мотоциклов с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров, на них водительские права не нужны. Вот так вот, такая интересная ситуация…
Это все в России, где все документы и правила страхования на родном русском языке, главное внимательно их прочитать и задать вопросы по всем неясным моментам. И уж будьте уверены, в зарубежных страховках может быть — а даже наверняка! — сокрыто не меньше разных нюансов. Дьявол, как говорят, кроется в деталях. Однако заранее пугаться не стоит. Если вы собираетесь в популярную среди путешественников страну, скорее всего все договора и схемы уже отработаны (так и хочется сказать: кровью наивных туристов), все основные возможные проблемы в них скорее всего уже учтены. Но это ни в коем случае не избавляет вас от труда читать и понимать написанное.
Чуть не забыла: во многих случаях при отсутствии у вас полной страховки (взяли неполную) у вас потребуют внесения депозита. Стандартно — блокируют определенную сумму на вашей банковской карте. При использовании кредитки это самый хороший вариант. Но могут попросить и наличными. Этот пункт также стоит уточнить заранее во время бронирования. Подробнее про оплату и депозит написано в соответствующем разделе.
Аренда автомобиля — условия и ограничения
Самые важные условия мы с вами уже разобрали: тип автомобиля, сроки, страховка. Что еще может быть предметом обсуждения и договоренностей при аренде авто?
Время и место
Во-первых, это конечно же место и время получения и сдачи автомобиля. Самые популярные пункты доставки/забора — аэропорта и вокзалы. Ну, понятно почему. Обычно данная процедура хорошо отработана, вас встречают в зоне прибытия с табличкой (при задержке вашего рейса встречающие сами будут отслеживать информацию по официальным каналам и приедут на встречу вовремя), а при сдаче авто вы скорее всего оставите его в оговоренном месте стоянки, закинув ключи внутрь через приспущенное стекло, или отдав их определенному человеку на охране или еще где-то. Такое возможно при наличии полной страховки, иначе вас будет встречать живой человек-сотрудник проката.
Также вы можете попросить доставку к месту своего проживания — например, вы приехали по туристической путевке, в которую уже включен трансфер до отеля. Либо по каким-то причинам автомобиль вам нужен не на весь срок пребывания в стране, а всего лишь на часть времени. У разных компаний разная политика на этот счет. Кто-то бесплатно доставляет и забирает машины куда угодно независимо от срока аренды. Кто-то имеет определенные бесплатные пункты выдачи/приема — в основном, это аэропорт, вокзал и офис фирмы в городе, а за доставку в другие локации просит дополнительную плату (к примеру, 15 евро). Однако при длительной аренде, от недели и более, данный сбор обычно отменяют. Также в некоторых прокатах существует жесткое ограничение на то, чтобы место выдачи и место приема авто совпадали, тогда как в других (большинстве) можно взять и отдать машину в разных местах.
По времени тоже могут быть нюансы, начиная от метода отсчета суток. В большинстве случаев я сталкивалась с простым и понятным способом, когда сутки считаются от времени начала аренды. То есть, взяли вы машину в 13:00, значит сутки окончатся в 13:00 следующего дня и так далее. У некоторых же могут быть достаточно причудливые методы расчета: например, от 00:00 до 00:00 следующего дня (если взяли авто в 13:00, то сутки закончатся в полночь, а затем пойдут уже вторые), или от 6:00 до 6:00 утра и тому подобное.
Кто-то очень щепетильно относится к пунктуальности, и будет требовать от вас доплаты за опоздание при сдаче. Другие же имеют более гибкий подход и спокойно отнесутся к тому, что вы отдадите машину на несколько часов позже фактического завершения оплаченных суток, не предъявляя к вам никаких материальных претензий. Методику расчета следует понимать просто чтобы не переплачивать лишнего за аренду. Иначе вполне легко представить ситуацию, когда с вас за дополнительный (и возможно не особо вам нужный) час или два возьмут денег как за еще одни сутки. Также возможны варианты дополнительных сборов при приеме-сдаче авто в ночные, нерабочие часы, примерно от 23:00 вечера до 05:00 утра.
Поэтому при бронировании надо внимательно посмотреть на предлагаемую информацию (если расчет суток отличается от стандартного, об этом обязательно напишут) и выставлять корректные значения времени аренды. А допустим, уже при общении с прокатом уточнить все неясности и задать интересующие вас вопросы — что будет, если опоздаете вы или встречающий вас (как при получении, так и при сдаче)? Можете ли вы сдать машину на несколько часов позже окончания последних суток? Сколько это будет вам стоить, учитывая общий срок аренды (скидки за длительность)? И так далее, пока все не станет абсолютно вам ясно и понятно.
Ограничение пробега
В России ограничение суточного пробега при аренде машины является практически повсеместным. Стандартно это 200-250 километров в сутки. За все, что свыше — дополнительная такса. Зарубежом такая практика встречается не столь массово, хотя и достаточно часто. Обычно автомобили с ограничением пробега в сутки сдаются дешевле. Либо можно снять данное условие за определенную, фиксированную плату.
У меня пока недостаточно опыта для формирования общих выводов, однако есть такое наблюдение: чем меньше страна, тем реже встречается такое ограничение по-умолчанию. И наоборот. Ну вроде как все логично.
Территория аренды
Кстати, о стране. Стандартным условием аренды идет определение разрешенной территории эксплуатации автомобиля. Практически всегда подразумевается (прописано в договоре), что вы можете свободно перемещаться на арендованной машине в пределах страны. Но возможны нюансы. Например, если вы арендуете авто на одном из островов в Греции, скорее всего вам будет запрещено покидать данный остров без согласования с прокатом. Также при аренде машины на Кипре не разрешается выезжать на оккупированную турками часть острова (даже при безмашинном пересечении границы спорной территории киприоты будут смотреть косо при следующей выдаче визы, поэтому там практикуется особая процедура перехода без проставления штампов в заграничный паспорт).
Чтобы иметь возможность выехать на взятой на прокат машине в другую страну (в другую область, на другой остров и тому подобное), нужно будет заранее обсудить и согласовать этот момент с прокатной конторой. В каких-то ситуациях это будет абсолютно бесплатно для вас (к примеру, во многих странах Шенгенского соглашения). В других вам придется что-то доплатить за данную опцию. Подозреваю — и даже почти уверена, что так оно и есть — такая сложность связана с особенностями страхования автомобиля. Где-то внутренняя страховка страны будет действовать и в соседнем государстве, а где-то нет.
Поэтому рекомендую быть аккуратными и заранее обсуждать с фирмой все скользские моменты. Ведь в той же относительно маленькой Европе (маленькой относительно России) очень вероятна ситуация, когда вы можете совершенно случайно выехать на территорию соседней страны. И если все будет в порядке, то и ладно. А представьте, что вы не дай Бог, попадете в это время в ДТП? А страховка уже не действительна. Что тогда? В общем, не стоит терять бдительность в любом случае.
Допущенные водители
В договоре аренды всегда явно прописывается список лиц, допущенных до управления арендуемым транспортным средством. Если конечно вы не взяли авто с опцией «без ограничений», то есть, любой водитель, имеющий водительские права нужной категории. А вы наверняка не взяли — поскольку такая опция обойдется дорого и в общем-то, лишена смысла.
Стандартно в этот список всегда вписывается водитель-арендатор. Также по желанию можно вписать еще одного или более водителей, что может быть актуально для компаний из трех-четырех совместно путешествующих человек. Некоторые берут за вписание второго водителя дополнительный сбор. Хотя уже почти повсеместно подобная опция предлагается бесплатно как бонус. Вот за следующего (третьего, четвертого и так далее) водителя скорее всего придется доплатить в любом случае.
При добавлении в договор дополнительных водителей помните, что размер сбора (или его отсутствие) будет определяться возрастом вписываемого водителя и его стажем. За молодого/пожилого человека придется доплатить больше, чем за подпадающего под стандартный возрастной диапазон (смотрите самый первый раздел о требованиях к арендатору).
Топливная политика
Последнее условие касается топлива в автомобильном баке. На деле существует всего две практики: либо вы получаете машину с определенным уровнем топлива и обязаны сдать с тем же самым объемом (за большее количество бензина в баке при сдаче авто вам никто деньги не вернет) — чаще всего это полный бак. Либо вы платите за имеющееся в машине топливо по расценкам компании и сдаете авто с любым количеством горючего. Опять же, чаще всего предпочитают покупать полный бак, потому что его проще всего посчитать. А сдавать, естесственно, с максимально пустым.
Поскольку и бензин, и дизельное топливо заграницей стоят ого-го сколько (в Европе в среднем в 2-2.5 раза дороже чем в России), то доплата за горючее может вылиться в кругленькую сумму. Например, 50 евро за полный бак 30 литров. Несмотря на то, что вы наверняка переплатите прокатной компании за топливо по сравнению с самостоятельной его покупкой на заправке, при длительном сроке аренды я рекомендую заказывать и оплачивать машину с полным баком. Почему?
Во-первых, на самом деле указанная переплата будет незначительной. Плюс вам никто не мешает предварительно посмотреть средние цены на бензин в нужной стране в интернете и справедливо наехать на прокатчика в случае серьезного превышения запрашиваемой им за полный бак цены (не забудьте сразу уточнить объем бака в машине), требуя снижения общей стоимости до адекватной. Во-вторых, цены на разных заправках могут отличаться друг от друга, иногда существенно. И не факт, что вы дотянете на пустом баке до заправки с хорошей, то есть меньшей чем у прокатчика ценой. В-третьих, это просто тупо удобно: взять авто, сесть и поехать, ни о чем не беспокоясь. Ну а за пару дней вы уже осмотритесь на месте и будете неплохо ориентироваться, в том числе и по заправкам.
Единственное, при заказе машины с оплатой полного бака обязательно проверьте уровень топлива во время приемки автомобиля. Некоторые — да почти все — прокатчики любят заправить полный бак возле своего офиса, а потом пригнать машину в оговоренный пункт выдачи за 25-50 километров (допустим) и отдать вам как есть. Почти всегда за топливо нужно платить на месте наличными. Поэтому если во время приемки вы увидите, что уровень топлива не соответствует оговоренному полному баку (индикатор уровня меньше максимального), требуйте снижения договорной оплаты соразмерно недостаче уровня бензина.
Если вдруг вам это покажется мелочностью, то не забудьте, что сдавать машину вы будете совсем не с нулевым уровнем, при этом возвращать деньги за оставшееся в авто горючее вам никто не будет. Тут чуть-чуть, там чуть-чуть и вот уже окажется, что вы переплатили за бензин сумму, сопоставимую со ставкой суточной аренды машины. И уж можете быть сто процентно уверены: если вы вдруг арендуете авто на условиях взял «полный бак — вернул полный бак» (ну или возврат с тем же уровнем), с вас спросят по всей строгости за каждый недолитый литр. Я как-то читала историю, где при сдаче машины прокатчик доказывал, что, мол, полный бак — это когда стрелка не просто указывает на самое верхнее деление, а превышает его (!). Разумеется, настаивая на доплате за «недостачу».
Дополнительные услуги
Мы с вами подробно разобрали все условия и ограничения при аренде автомобиля. Давайте теперь пройдемся по дополнительным услугам авто-прокатов. Что еще хорошего/интересного/полезного вам могут предложить в прокатной фирме дополнительно к базовым вещам? Основные предложения касаются следующего: помощь на дороге при форс-мажорных ситуациях, замена автомобиля в случае поломки-угона-ДТП, предоставление детского кресла, аренда навигатора, дополнительный водитель, неудобное время и место выдачи-приемки машины. Вписание дополнительного водителя, а также нестандартное время-место мы уже обсудили в соответсвующих разделах выше, рассмотрим оставшиеся пункты.
Помощь на дороге
Данная услуга может предоставляться как на платной, так и на безвозмездной основе. Касается она всяческих форс-мажорных ситуаций, как например, поломка авто (тут вам обязаны помочь бесплатно), прокол колеса, внезапно (ха-ха, смешно) кончился бензин, вы потеряли ключи или захлопнули их внутри машины и прочее. То есть в случае каких-то непредвиденных проблем нужно позвонить по заранее оговоренному номеру телефона в прокат, и к вам, аки Чип и Дейл, через какое-то время приедет специально обученный человек и привезет канистру бензина, запасные ключи, поменяет колесо, выполнит мелкий ремонт, вызовет эвакуатор и так далее.
В целом, такие сервисы достаточно распространены по всему миру, и у нас в России в том числе. Можно оформить договор и за определенную фиксированную плату раз в месяц или в год и названивать что есть мочи своим дорожным ассистентам. Почему бы и нет?
Замена автомобиля
Также практически каждый прокатчик по-умолчанию декларирует предоставление другого автомобиля в случае поломки, угона или серьезных повреждений арендованной машины в результате дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, в случае вашей невиновности и/или непричастности к вышеуказанным действиям. То есть, вы корректно эксплуатировали автомобиль, не бросали его посреди дороги с ключами в замке зажигания, не разъезжали на нем в пьяном виде.
Несмотря на «умолчательность» такой услуги, поинтересуйтесь прямо ее наличием, особенно когда прокатчик никак не заостряет на ней внимания и вам непонятно, включена ли она в ваш договор. И вообще, все услуги и условия должны быть явно прописаны или как-то указаны в договоре. То есть, либо явное указание, либо отсылка к, например, неким правилам, которые можно посмотреть и почитать. Если это не ссылка на документ на сайте компании, то попросите предоставить вам твердую копию — имеете полное право.
Детское кресло
Заграницей уделяется большое внимание соблюдению правил безопасности, и тем более, чем более развита страна. Поэтому при путешествиях с ребенком вам обязательно понадобится детское кресло (для малыша) или хотя бы бустер (для ребенка постарше). Не тащить же его с собой в поездку из дома? Самое логичное — арендовать кресло в прокатной конторе вместе с автомобилем. К сожалению, в ряде случаев такая опция может вылиться в существенные затраты для вас, так как стандартные цены на аренду детских устройств в Европе в среднем составляют 5-8 евро в сутки. При стоимости самой машины в районе 20-25 евро в сутки (для бюджетного варианта) это четверть, а то и почти половина арендной платы. А если срок аренды длительный? А если у вас больше одного ребенка? Что же делать в таком случае, ведь без данных устройств вы просто не сможете пользоваться с детьми автомобилем по закону?
Могу вас обрадовать, что часть прокатчиков предоставляет одно (а то и более) детское кресло или бустер бесплатно в качестве бонуса. Увы, подобное справедливо в основном только в отношении локальных прокатчиков. Хотя как вы наверно еще помните из их классификации, локальные компании могут выставлять свои предложения на известных сайтах-агрегаторах. Но предположим, бесплатных вариантов детских кресел в нужном регионе вам никто не предлагает, а предлагают только дорогие варианты аренды за много евро или долларов. Как поступить в такой ситуации?
Для начала, посчитайте общую сумму аренды кресла (или кресел) на весь срок. И если она не превышает некоторого разумного порога, просто возьмите и заплатите за него — безопасность ребенка гораздо дороже! В случае же разрастания суммы до астрономических пределов (умножьте 5 евро на 60 суток или 8 евро на 30 суток) возможны следующие варианты.
Во-первых, вы можете взять кресло из дома. Да, это совсем не удобно, но может быть имеет смысл заплатить 15-20 евро за дополнительный багаж в самолете вместо переплаты в 200-300 евро за аренду данного устройства? Во-вторых, вы можете заплатить за аренду за пару суток, и купить кресло на месте. У нас самые простые, надежные конструкции можно взять за менее чем 2000-3000 рублей, а с рук так и еще дешевле. Уверяю вас, заграницей тоже полно бюджетных товаров и даже поболее, нежели у нас.
Весь этот геморрой справедлив, когда у вас кроха возрастом до полутора-двух-трех лет. Для деток старше, уже умеющих нормально сидеть, вполне можно ограничиться бустером вместо кресла. Кто не в курсе, это такая небольшая платформа-подставка под попу, позволяющая нормально пристегнуть ребенка штатными ремнями безопасности без риска для его здоровья в случае ДТП. По сравнению со стандартным детским автомобильным креслом она практически ничего не стоит и не занимает места. Можете взять его с собой из дома, можете купить бустер на месте и с легким сердцем оставить его там перед возвращением на родину.
Кстати, однажды в такси я увидела вот такой вот девайс:
Не знаю, как он в реальности в плане безопасности, но выглядит вполне надежно (фиксация за само сиденье). Лично мне очень понравилось и показалось интересным. Тем более что в виду его конструкции, такую штуку можно компактно сложить и взять с собой куда угодно без какого-либо ущерба пространству внутри чемодана. Ну ладно, так и быть, третий купальник придется выложить.
Навигатор
И последняя из списка услуга — аренда навигатора. Тоже обычно весьма недешевый девайс, по цене предлагается от тех же 5-8 евро в сутки. Да, это единственная услуга, которую вы вряд ли где-то получите бесплатно. Ну понятно, на всех навигаторов не напасешься. :о) Вообще на мой взгляд, данное устройство весьма полезно и может сэкономить кучу времени и, что не маловажно, бензина. Но это не означает, что стоит платить такие деньги за его аренду. Тем более, что в арендованном устройстве вполне может оказаться локальный язык. Какой-нибудь японский, например. И попробуйте переключиться сами на английский.
Поскольку, по сравнению с тем же детским креслом, навигатор отличается компактностью размеров, я рекомендую просто купить понравившуюся модель и брать его с собой в поездки. И то, если у вас его еще нет в собственности (сейчас уже чуть ли ни каждый первый автолюбитель является владельцем такой штуки). Единственное, чтобы от него была хоть какая-то польза, вам нужно будет загрузить в него самую последнюю версию доступной для нужной местности карт. То есть, выбирайте сразу подходящую для таких целей программу. Подходящую: чтобы во-первых, для нее существовали в природе доступные карты других стран, а лучше всего мира. Во-вторых, чтобы была возможность подгрузить нужные карты по мере необходимости.
Я лично пользуюсь недорогой и удобной моделью Explay с установленной программой Навител Навигатор. Из плюсов — под нее есть карты со всего мира. Из минусов: нужно докупать лицензии либо заниматься химическими опытами (в комплекте при покупке была лицензия только на Россию). Также нужно быть готовым к тому, что какие-то карты окажутся устаревшими и не будут отражать реальное текущее положение дел на местности (изменилась развязка или схема движения, проложили новую дорогу, закрыли старую и тому подобное).
И хотя все крупные магистрали и дороги точно останутся на своих местах, будьте аккуратны при планировании своих маршрутов по второстепенным и мелким дорогам. Заправляйтесь хотя бы чтобы если что, можно было вернуться и выезжайте с запасом времени когда требуется прибыть куда-то вовремя. Ну и вообще, навигатор — это супер, но сто процентно полагаться на него совсем не стоит. Смотрите иногда и в окно тоже. :о) Или общайтесь с местными жителями, если вдруг заблудились (ура, приключение!).
У меня однажды была смешная ситуация, когда мы первый раз на Крите приехали в город Хания, особенностью которого является практически полное отсутствие двусторонних дорог: почти все дороги односторонние. Отлично погуляли, все посмотрели. А потом больше часа не могли из него выехать. С навигатором, да. Дело кончилось тем, что я начала приставать буквально к каждому встречному, пока какая-то крайне любезная пара таки не объяснила нам точную дорогу на выезд (предварительно усердно изучив со мной бумажную карту).
Также было весело, когда в первую поездку на Кипре мы поехали смотреть местный ослиный санктуарий (вот такое вот название. по сути, дом престарелых для осликов). Сначала все было хорошо, а потом внезапно дорога кончилась и началась такая забойная горная грунтовка аккурат для джипа, а не для нашей микры. Около трех последних километров мы ехали, вернее, ползли минут сорок, пока я про себя молилась чтобы не пропороть колесо. В итоге да, мы прибыли куда нужно — въехали с каких-то задов в центр закрытой территории этого самого санктуария, так что у мирно обедающих местных работников еда повыпадала изо ртов от неожиданности и нас потом всю дорогу спрашивали, как мы там оказались? Спасибо любимому навигатору!
А вот еще была история.. Хотя ладно, наверно уже достаточно чтобы составить некоторое мнение. В общем, будьте готовы к приключениям, приключения — это весело! Правда сейчас есть вполне себе интересная альтернатива: смартфон с хорошей программой и интернетом или заранее загруженными картами. Только автомобильный зарядник с собой захватите. Что касается мобильного интернета, для той же Европы он доступен по весьма приемлемым ценам, около 15 евро за 3+ гигабайта. Хотя для этого придется обзавестись специальной сим-картой нужного (зарубежного) оператора. Но это даже плюс, поскольку вы параллельно решите проблему в том числе и со связью в поездках. Цены же у наших операторов в роуминге пусть уже и не совсем космические, однако все еще оставляют желать много лучшего. О вариантах сим-карт для поездок я расскажу в отдельной статье.
Аренда автомобиля — дополнительные расходы
Как бы подробно и хорошо вы все ни просчитали, автомобиль — существо чрезвычайно прожорливое, и помимо оплаты за его непосредственную аренду вас ждут дополнительные траты. Что конкретно?
Топливо
Конечно же, самая обширная статья расходов это топливо. Но тут все справедливо: сколько наездите, столько и потратите. Из неприятного здесь только его стоимость. Как бы мы ни ругались на наши растущие цены, в Европе горючее стоит минимум в три раза дороже, чем у нас в России. Сейчас в среднем это 1,2-1,5 евро за литр. Причем дизель обойдется вам дешевле бензина, иногда прилично дешевле. Поэтому имеет большой смысл брать напрокат именно дизель.
С заправками, думаю, вы вполне разберетесь сами на месте, они почти ничем не отличаются от наших. Единственное, в некоторых странах большая часть заправок может закрываться на ночь, так что в таких местах стоит заправляться заранее, дабы не оказаться в не слишком приятной ситуации. Еще вам может понадобиться помощь на автоматических заправках: если вдруг вы понимаете, что не понимаете как воспользоваться данной колонкой, не оставшись без сдачи с крупной купюры (хорошо если она принимает к оплате карты), или вам не ясен алгоритм действий — не рискуйте, подождите какого-нибудь местного жителя и попросите вам помочь. Уверяю, вам никто не откажет.
Платные дороги
В России это пока редкое развлечение (честно говоря, на большей части территории нашей родины и платить-то не за что). Хотя у нас уже тоже такое началось на федеральных трассах. Однако зарубежом платные дороги встречаются с завидным постоянством. В основном, существует и альтернативный, бесплатный маршрут. Обычно он менее удобен и занимает больше времени, так как платные трассы имеют лучшее покрытие и на них установлен максимальный скоростной режим. Но иногда альтернативы может не быть.
Чаще всего цена за проезд не слишком большая и варьируется от пары до 5 евро за легковушку. Для микроавтобусов, грузовиков и прочего транспорта, обычно никак не относящегося к туристам, цена может отличаться. В большую сторону, конечно же. Чтобы попасть на платный кусок дороги, нужно проехать через специальный шлагбаум, сейчас штуки такого типа часто устанавливают в аэропортах или на подземных стоянках торговых центров. Рядом со шлагбаумом может быть пристроена кабинка с живым человеком-кассиром, либо установлено специальное автоматическое устройство для приема денег и/или выдачи талончиков. Иногда вы платите на въезде, иногда на выезде. Бывает, что денег с вас хотят через каждый определенный промежуток дороги. В общем, будьте готовы к развлечениям.
Еще есть такая интересная штука как транспондер. Это такое компактное устройство, которое крепится на лобовое стекло и позволяет расплачиваться за проезд автоматически, проезжая на трассу по специально обозначенным въездам, на которых как может стоять шлагбаум, так и иногда нет. Если вы вдруг проехали по такой полосе без транспондера (либо с пустым транспондером), будьте готовы потом оплатить штраф. Сама пока что ни разу не сталкивалась с данным девайсом вживую, однако слышала, что их иногда выдают с машиной в прокате. Транспондер насколько я в курсе, как-то заранее пополняется средствами, прежде чем им можно будет пользоваться. Соответственно, затем с вас эти деньги удержит прокатная контора.
Стоянки
Мы уже тоже потихоньку знакомимся с такими нововведениями, как платные стоянки в центральных районах городов, но пока для многих из нас, скажем так, слегка непривычно платить за возможность припарковаться где-нибудь у тротуара. В каких-то странах (в основном, неразвитых) с бесплатной парковкой нет проблем, главное только найти свободное место. Однако в крупных городах Европы вас будет ждать настоящий трэш: мало того, что все забито под завязку, так еще и буквально каждое первое из этих парковочных мест обойдется вам в копеечку.
Парковки в западной Европе и близлежащих странах реально дорогие и очень дорогие, от примерно 1 евро за час где-нибудь в Лимассоле на Кипре до 20 евро и больше за два часа в центре Барселоны. И это далеко не самый верхний ценник. Не хотите ли заплатить 20 евро за просто постоять пару часов? Подозреваю что не особо. О бесплатной парковке в таких местах лучше даже не мечтать (хотя иногда случается чудо) и планировать свою поездку так, чтобы можно было свободно припарковать свой автомобиль, допустим, где-то на окраине и доехать до интересных точек на общественном транспорте. Во многих случаях так реально будет дешевле и спокойнее.
И даже не думайте оставить своего четырех-колесного дружка на платной стоянке с автоматами и уйти (а потом уехать) по своим делам, не заплатив. А тем более, бросить машину в местах действия запрещающих знаков или разметки! В первом, лучшем случае, вам просто влепят штраф. В худшем — влепят штраф и заодно эвакуируют автомобиль. Причем происходит это если и не молниеносно, то очень быстро. 10-15 минут и тю-тю машиночка. Вот вам будет весело заскочить в булочную на «две минутки», и не найти свой транспорт на выходе.. Самое же веселое потом — оплачивать громадные европейские штрафы. Впрочем, о них в следующем разделе.
Кстати, есть небольшое наблюдение-лайфхак: достаточно часто бесплатная парковка встречается возле больших супермаркетов, которые вполне могут располагаться уже в самом городе, а не на далекой окраине. Да, придется пройти ножками в самый центр или воспользоваться общественным транспортом. Зато бесплатно и безопасно — можно быть уверенным, что автомобиль не эвакуируют и не выпишут штраф.
Штрафы
Ооо, в плане расходов это просто песня! Штрафы сейчас и у нас немаленькие, но в той же Европе они просто космические, причем за всякие мелочи. Конечно, от страны к стране существенно отличаются как размеры штрафов, так и строгость бдения полиции. Где-то все достаточно расслабленно, можно и скорость немного превысить, и разметку нарушить (пока никто не видит), а где-то лучше даже и не думать в эту сторону. Таких вещей, как у нас раньше, со всякими специальными засадами и подставами заграницей я еще никогда не видела. И, надеюсь, не увижу. Однако например что касается той же парковки — в крупных европейских городах с этим реально все очень строго. Лучше правда разместить авто на платной стоянке — и спокойно, и гораздо дешевле возможного штрафа.
Кстати, полиция может быть крайне отзывчива и благосклонна к туристам. Если вы случайно свернули не туда, заблудились, не понимаете куда дальше и что происходит и вас остановит полиция за какое-то нарушение в связи с этим — покажите, что вы растерялись и попросите помощи. Скорее всего вас отпустят и заодно и помогут разобраться (а то и проводят). Вот только злоупотреблять этим не надо.
Если вам вдруг выпишут штраф, то.. То, честно говоря, я не особо знаю что делать, поскольку никогда еще их не получала заграницей. Подозреваю, что возможно как минимум два варианта. Когда вам выдают штраф на руки, вы его сами обязаны оплатить. Как — думаю, вам все расскажут и объяснят. Если же штраф прислали по почте, то попадет он в вашу прокатную фирму, которая либо вычтет его из оставленного вами депозита, либо, если вы уже к тому времени уехали домой, выставит вам счет. Рекомендую честно заработанные штрафы так же честно оплатить, поскольку в противном случае у вас могут возникнуть проблемы в дальнейшем. Я слышала, вплоть до отказа в визе. Помимо того, что это просто некрасиво.
Мойка
По условиям проката вас могут обязать сдать автомобиль в чистом виде (вы же его получили чистым, правда?) или оплатить расходы на мойку. При долгосрочной аренде мойку вам скорее всего подарят бесплатно. Хотя вы вполне можете захотеть и сами помыть авто и ездить на чистом, если вдруг он запачкался. В среднем мойка небольшой легковушки с пылесосом и салоном стоит не более 5-10 евро. Помню, нам на Кипре на мойке, расположенной на территории заправки, пять парней за пять евро полностью надраили машину минут за 15. Очень быстро, в общем.
Как арендовать авто — алгоритм
Расскажу о своем обычном способе действий, который меня пока еще ни разу не подводил. Важное предупреждение: вам понадобится владение английским языком хотя бы на базовом уровне. Можно конечно и гугл-переводчик привлечь, но в плане четкости осознавания конечных условий лучше бы понимать, о чем вы говорите со своим собеседником. Если вы не владеете английским от слова вообще, можете сразу переходить к последнему абзацу раздела. :о)
После того, как вы определились со страной посещения и своим хотя бы приблизительным маршрутом, нужно найти в интернете прокатные конторы в интересующем вас месте. Для этого идем в Гугл и ищем что-нибудь вроде «аренда авто там-то там-то отзывы». Помимо рекламы вы скорее всего увидите ссылки на Форум Винского forum.awd.ru, форум Отзыв.РУ www.otzyv.ru или на статьи в блогах самостоятельных путешественников. Удобнее всего, конечно, посмотреть варианты на Винского, поскольку он крайне популярен среди туристов, там буквально на каждый город можно найти свою отдельную тему с ценной информацией от реально побывавших в нем людей. Ссылки от блоггеров тоже могут быть весьма интересны, однако обычно вы там не получите отзывов сразу по нескольким разным прокатчикам. Скорее всего, вам подробно расскажут про кого-то конкретного. Ну, тоже неплохо. :о)
Начитавшись отзывов, вы получите список из двух-трех фаворитов. Практически со сто процентной вероятностью у каждого из них будет свой сайт. Откройте каждый, ознакомьтесь с информацией по условиям и оставьте заявку на бронирование авто. Да, заявку оставляйте на каждом сайте. Если вдруг будет такой пункт, выберите оплату наличными или не оставляйте реальные данные вашей банковской карты (хотя обычно на этом этапе их никто и не просит, но все же). После этого вы получите подтверждение на ваш электронный адрес с контактами организации. Или вам сразу напишет живой человек. Тут вам понадобится английский. Хотя вот например те же греки уже продвинулись и отвечают на русском. Вернее, заводят специального сотрудника для общения с русско-говорящими клиентами (тогда вам повезло).
Вот с этим-то сотрудником вам и нужно вести общение. Первым делом поинтересуйтесь наличием акций и спецпредложений. Какие у них есть скидки, за что и кому? Спросите, что за машина у вас будет, каковы условия проката и страховки, есть ли ограничения, сборы, дополнительные услуги и какие. Как происходит передача автомобиля, какие документы вам дадут и понадобятся с вашей стороны? Что случится, если вас встречают в аэропорту, а ваш рейс задержится, если авто угонят или он сломается где-то в безлюдной местности? В общем, не стесняйтесь и выясняйте все важные для вас моменты.
Разумеется, смысл заниматься всем этим при аренде автомобиля на пару дней отсутствует (за исключением изучения условий). Но уже начиная с недели есть неплохая вероятность получить приятную скидку или какие-то бонусы в подарок, и чем больше срок проката, тем вероятнее скидка и приятнее будет ее размер. Ну а после того, как вы обо всем договоритесь, даете «добро» и оформляете бронирование. И далее действуете в соответствии с достигнутыми договоренностями.
Для тех, кто совсем не дружит с английским, либо просто не хочет заморачиваться самостоятельным поиском могу порекомендовать экспресс-вариант: бронирование автомобиля на сайте-агрегаторе. Но и в этом случае нужно будет непременно прочитать все предлагаемые к ознакомлению документы. Конечные условия проката здесь могут оказаться несколько хуже, нежели при аренде у прокатчика напрямую, но не на порядки. Зато из плюсов — экономия времени. Могу порекомендовать следующие, уже описанные в начале статьи ресурсы:
1. MyRentacar — прокат авто по России и некоторым популярным туристическим странам.
2. Rentalcars — один из самых известных и популярных агрегаторов автопрокатов по всему миру.
3. Autoeurope — еще один агрегатор прокатов почти со всего мира.
И на сладкое у нас остались процедуры приемки и возврата машины, а также договор.
Аренда автомобиля — договор
Для начала, он обязательно должен быть. Если вам не дают договор вариант только один: разворачиваться и уходить. К счастью, нормальные организации никогда так не делают. Далее, договор обычно имеет какой-то стандартный бланк, на котором непременно должны быть указаны следующие вещи:
— кто сдает автомобиль (наименование, контакты и реквизиты организации)
— кому сдает (полное имя, паспортные данные, данные водительского удостоверения вас как арендатора)
— на какой срок (даты, время)
— место сдачи и приемки (опционально)
— за какую стоимость
— что сдает (описание машины: марка, цвет, номер, комплектация)
— в каком состоянии (здесь обычно присутствует картинка авто, на которой можно (и нужно!) зафиксировать все видимые неисправности и повреждения, имеющиеся на момент выдачи вам автомобиля)
— данные по страховке (какая страховка, какие риски покрывает, в каком размере). Страховка может идти на отдельном бланке или даже представлять собой нечто вроде ламинированного удостоверения — убедитесь, что она относится именно к вашему автомобилю (должны быть указаны данные вашего авто: марка, цвет, номер и прочее). Если страховка просто фигурирует в договоре, но из него не ясны ее условия, попросите, а точнее потребуйте, чтобы вам их предоставили отдельно, либо расписали подробно точные условия в самом договоре.
— все дополнительные условия (включены ли налоги, безлимитный ли пробег, условия и стоимость по аренде детского кресла и навигатора, территория использования, допущенные к управлению водители помимо вас, топливная политика: с каким уровнем топлива вы приняли автомобиль и с каким должны его сдать. при оплате полного бака — его цена)
По оплате наличными: либо вам выдадут отдельную квитанцию, либо должны сделать отметку в договоре о том, что деньги получены. Договор относится к самым важным документам и всегда должен присутствовать у вас на руках наряду с вашими водительскими правами — это второе, что вас попросят предъявить после прав при остановке полицией. Так что относитесь к нему бережно, не теряйте. И не отдавайте свою копию никому, даже после возврата автомобиля прокатчику. Лучше сохраните его где-нибудь с разными документами на всякий случай.
Процедура приема авто
В целом, процедура как приема, так и сдачи автомобиля достаточно проста. Однако есть пара нюансов. По шагам это будет выглядеть примерно так:
1. Вы встречаетесь с представителем проката (допустим, в аэропорту или в отеле), либо приезжаете в офис прокатной конторы.
2. Вы смотрите документы, главным образом, договор, обсуждаете и согласуете все неясные пункты (если таковые вдруг окажутся)
3. Самый ответственный и муторный этап. Осмотр автомобиля.
Если у вас полная страховка без франшизы, можете не напрягаться. В противном случае обязательно ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО осматриваете машину как изнутри (комплектность, коврики, запаска, необходимый инструмент, знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка, специальный светоотражающий жилет — в разных странах свой минимальный необходимый набор, прочитайте об этом заранее), так и снаружи. Фиксируете в договоре на рисунке ВСЕ сколь-нибудь заметные царапины, сколы, повреждения.
Проверьте работу всех приборов, в том числе работу внешних осветительных приборов, поворотников. Если что непонятно, спрашивайте, пусть вам покажут как и чего. Фиксируете в договоре также ВСЕ повреждения салона, ВСЕ обнаруженные неисправности и недостачи в комплектации. Проверьте уровень топлива и также зафиксируйте его в договоре. Если вы заказали полный бак, и видите недолив, укажите на это и требуйте соразмерно меньшей оплаты за топливо. Не ведитесь на то, что «надо же было до вас доехать». На это вполне резонно можете возразить, что при сдаче авто с полным баком они бы тоже требовали доплаты за недолив. Не торопитесь и не давайте себя торопить. Осмотр — это ваше полное право, как и то, что вы можете производить его в своем темпе.
4. После осмотра подписываете договор, получаете на руки свою копию и документы по страховке (описание условий или полис на отдельном бланке — опционально) и оплачиваете стоимость аренды плюс вносите страховой депозит (наличными, а лучше блокировкой денег на кредитной карте — опционально).
5. Забираете ключи, документы, грузите в машину свои вещи, садитесь за руль и начинаете усиленно наслаждаться. :о)
Аренда автомобиля — процедура сдачи авто
Тут тоже все обычно просто. В оговоренное время вы пригоняете машину в место сдачи, там вас встречает сотрудник автопроката. Вам нужно сделать следующее:
1. Сотрудник должен осмотреть автомобиль. На выходе вариантов два: либо есть претензии к вам, либо их нет. Допустим, претензий нет.
2. Попросите (по факту — потребуйте) сотрудника расписаться в вашей копии договора о том, что претензий к вам нет, машина в порядке.
3. При наличии внесенного депозита живыми деньгами вам должны вернуть депозит, а вы отдаете ключи, документы (например, ламинированный страховой полис, выданный вам ранее. Свою копию договора не отдаете ни при каких обстоятельствах!), машину.
4. Тщательно проверьте, что вы не забыли свои вещи в авто. Я однажды забыла держатель своего навигатора. Мне повезло, что до отъезда оставалось несколько дней: я попросила на рецепции отеля позвонить в прокат и объяснить ситуацию, и через день держатель привезли на рецепцию. Очень мило с их стороны!
5. Расстаетесь друзьями.
Но допустим, мирно расстаться не получилось, так как к вам есть претензии. Не будем брать вариант, когда вы опоздали ко времени сдачи. Тут вас скорее всего попросят доплатить и будут правы. Помимо этой причины, вариантов претензий несколько:
1. Есть повреждение машины. Если вы зафиксировали в договоре все имевшиеся на момент сдачи вам авто повреждения и это одно из них — просто показываете договор (но вам и вряд ли что-то вообще скажут в таком случае). Если это новое повреждение и у вас есть полная страховка без франшизы — показываете договор и страховку. При наличии франшизы, вам придется заплатить за ремонт в пределах суммы франшизы. При отстутствии полной страховки или страховки, покрывающей такое повреждение, заплатить придется уже за всю стоимость ремонта. Тут требуйте предоставления вам расчета ремонта, квитанции и документа, подтверждающего вашу оплату именно за то, что вам предъявляют.
2. Обнаружена некомплектность. Например, огнетушитель потеряли. Тут тоже, если нет страховки, надо оплатить (лучше всего конечно в таком случае купить огнетушитель заранее самостоятельно, дешевле обойдется). И не забывайте, что в случае проблем не по вашей вине (вам разбили стекло и украли огнетушитель) вы должны были своевременно сообщить об этом в прокат и следовать их инструкциям по этому поводу.
3. Вы возвращаете машину с меньшим уровнем топлива в баке, чем оговорено в договоре. Здесь тоже нужно будет сделать расчет и доплатить разницу за недостачу. Также имейте в виду, что наезды на тему «полный бак — это когда стрелка заходит ЗА верхнее деление» не имеют никаких оснований, тем более если в договоре у вас стоит отметка на нужном делении в соответствующем поле договора.
4. Вы что-то нарушили, и прокатная компания получила штраф за время аренды машины вами. Тоже нужно оплатить — пусть дадут вам квитанции как самого штрафа, так и на вашу внесенную оплату.
5. Вы нарушили какие-то условия договора, такие как ограничение по пробегу в сутки, выезд за пределы территории разрешенного использования, список допущенных к управлению водителей. В данном случае тоже придется отвечать за свои поступки кошельком, если не хотите каких-то более существенных справедливых санкций.
Я вам описываю самый «тяжелый» случай. При наличии полной страховки у вас могут быть совсем демократичные варианты сдачи. Например, мы по инструкции прокатной конторы один раз сдавали авто на Кипре так: приехали в аэропорт, встали в определенной части стоянки, все выключили, слегка приспустили одно стекло, закрыли все двери и бросили ключи от машины внутрь салона. Все. :о)
Форс-мажор
Как нужно действовать в случае чрезвычайных ситуаций, таких как — не дай Бог — авария, угон, повреждение авто третьими лицами и прочее? Во-первых, добрый вам совет: никогда не оставляте в авто ключи и документы (договор, страховка), потому что при той же краже уже вполне возможно именно вы будете считаться лицом, по чьей вине (халатности) данное событие произошло.
Во-вторых, первое и зачастую единственное ваше действие — звонок в прокатную контору с уведомлением о случившемся. Ну и по необходимости вызов полиции и медицинской помощи. Хотя и тут вам скорее всего придется сначала позвонить в свою страховую медицинскую компанию (если ситуация не критическая). Каких-то дополнительных рекомендаций, основанных на опыте, я пока дать не могу, так как не была в подобных ситуациях (тук-тук-тук). Могу только настоятельно советовать ни при каких обстоятельствах не подписывать никаких документов, если они вам непонятны.
Ну и конечно же никогда не садитесь за руль после принятия алкоголя или чего похуже (ваш Кэп), даже если какое-то количество промилле в крови разрешено местными законами.
И надеюсь, у вас никогда ничего подобного не случится. Берегите себя!
________________________
1 1
1 1
Так что поиграть в любимые слоты можно будет всегда.
Приветствую! Срочно выкупим остатки снятых с производства подъездных домофонов «Полис 42ТМ» коммутаторы и блоки вызова, и любые элементы подъездных домофонов KWORK-187Р, выкупим в любом состоянии.
Открыть его планируется до конца 2019-го.
Feel free to visit my website; http://www.zoopark.vn.ua
Здравствуйте.
У меня есть возможность ежедневно предоставлять вам контакты потенциальных клиентов на ваши услуги.
Поиск заявок проводится при помощи специального программного обеспечения.
Мониторятся соцсети, форумы, блоги, доски объявлений и подбираются посты, в которых люди проявляют интерес к поиску специалиста по вашей услуге.
Ежедневно поступает несколько десятков заявок. В заявке указывается контакты потенциального клиента + краткое описание требований.
Вам останется только связаться с человеком и предложить свои услуги.
ТРИ ДНЯ БЕСПЛАТНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ!
https://clck.ru/Ryhmo
Если понравится, промокод на скидку 10% — ГАЖАБИТЯ-10
— Всем привет!Хочу выразить большую благодарность компании Сел и Поехал за их отличную работу в сфере аренды автомобилей! На сегодняшний день,по моему мнению,это самая лучшая команда во всей Черногории!Широкий выбор автопарка,от самый экономичных и дешевых до самых мощных и дорогих!Самые лучшие условия по аренде!Можно забронировать авто еще даже когда вы находитесь дома,и ничего при этом платить не нужно,вся оплата только после осмотра авто и подписания договора! — Первый раз брал за границей авто в аренду. Искал через интернет, выбрал компанию Сел и Поехал. Совершенно не пожалел о своём выборе. Машину привезли прямо к отелю, там же и забрали. Ни каких проблем при приемке авто. Брал jeep wrangler получил массу положительных эмоций! Большое спасибо Вам ребята! Очень рекомендую эту компанию!!!
Запустите робота, и пусть он принесет вам деньги. https://torma.blueliners07.de/torma
Спасибо за полезную информацию. Недавно попробовал casino x official , нормально, в хорошем плюсе
https://rentcarfy.com/ru/antalya/
Яндекс директ и другая реклама высасывает ваши деньги и не приносит клиентов? Знакомо?
А что, если я вам скажу, что не надо вкладываться в поиск клиентов, потому что Ваших клиентов уже собрали в едином месте и они уже готовы платить вам деньги!
Представляю вам инновационную площадку «База клиентов» — https://kurl.ru/ZjyNN.
В ней вы найдёте уже сегодня клиентов на ваши товары или услуги! Площадка собирает на автомате вам клиентов и отправляет заявки к вам на почту каждый день!
Также, на этой площадке собраны ВСЕ тендеры, которые есть в природе. Просто задайте условия поиска и обрабатывайте лиды!
Каждый день добавляется по 50 000 — 100 000 новых заявок!
Присоединяйтесь, есть бесплатный демо-доступ!
r7p8x6