У танго много клише в глазах обывателя. Это и страсть, и роза, и томные взгляды. Но периодически наталкиваюсь и на такую ассоциацию: танго танец смерти. Дескать, танцевали его горячие одинокие мужчины из самых низов, могли и ножом приложить если что не по нраву. Но это слой на самой поверхности. Чуть глубже — ассоциация с оконечностью, с расставанием в конце каждого танца, каждой танды. Танец как аналогия отношений и даже самой жизни в миниатюре. Танго всегда здесь, сейчас. А еще оно обязательно закончится вместе с окончанием мелодии — хотим мы этого или нет.
Сегодня утром я лежала, смотрела в потолок и думала: а вот если я умру прямо сейчас — что после меня останется? Что станет с моими вещами, машиной, квартирой (о близких пока умолчим)? Это что же, кто-то чужой будет ими пользоваться (вдруг неаккуратно!), спать на моей кровати, в моей комнате? Брр! Сначала тотальный протест и неприязнь. А затем четкое осознание: да, будет. Будет жить в этой квартире, если дом не снесут. Будет ездить на этой машине, если она не развалится к тому времени. Кто-то чужой, незнакомый, другой. И это нормально.
К чему я? И причем тут танго? Танец, особенно с другим человеком, позволяет вернуться в текущий момент, ощутить полноту жизни. Танго возвращает тело, внимание, присутствие. И помимо этого дает возможность встретиться (или не встретиться) с другим, разделить с ним все, что есть в жизни — сейчас. Последнее время я пристаю к людям, спрашиваю — зачем ты танцуешь? а ты? ты? и вот ты тоже — зачем? Но у меня самой до сих пор не было четкого ответа на этот вопрос. А сейчас я бы ответила: потому что это наполняет мою жизнь глубоким смыслом. Я ощущаю свое тело, нахожусь — ни в прошлом, ни в будущем, в настоящем, чувствую себя живой. И это огромная радость.
Может быть за этим приходят в танго офисные служащие, бизнесмены, политики, представители тысяч других профессий, живущие у себя в голове. Вернуть свое тело, диванно-запущенный или хорошо обслуживаемый питанием и упражнениями инструмент. Даже не вернуть, стать телом, ожить хотя бы на десять-пятнадцать минут в танде. Такая маленькая тренировка: услышать музыку, выбрать человека. Да, именно воон того, другой не подойдет. И чтобы он тебя — тоже выбрал. Сойтись, встретиться, прожить вместе четыре мелодии. Обязательно поблагодарить в конце. И разойтись.
Танго дает возможность прожить не одну, а тысячи «жизней» с разными людьми, соприкоснуться с каждым из них. Почему-то все мои экзистенциальные переживания в танго я получала в роли партнерши. Причем в подавляющем большинстве случаев с партнерами, прямо скажем, так себе технически. Я часто вспоминаю одного дяденьку, даже дедушку, на фестивале в Бильбао. Людей на танцполе было очень много, он вдруг пригласил меня, но был неопытен и ему явно было крайне дискомфортно. Он не знал что делать, боялся столкнуться с кем-нибудь, часто останавливался и крутил головой выискивая место для следующего шага. В общем-то, ему было особо не до меня. Что обычно делают партнерши в такой ситуации? Кто страдает, кто скучает, кто украшается чтобы развлечь себя, или пытается привлечь внимание партнера. А кому все равно. Меня же вдруг пробило на разные мысли. Сколько ему лет? А ведь он наверно скоро умрет.. И если бы не танго, мы бы никогда не встретились, не узнали друг о друге, не обнялись. И такое острое чувство охватило меня, что я чуть не разрыдалась у него на плече. Удержалась я исключительно от человеколюбия — мне почему-то показалось что для него это было бы слишком: кругом «враги», а тут еще партнерша, ревущая видимо от отчаяния что согласилась. :о))
И это если не брать в расчет музыку. Поначалу какую-то непонятную, часто шуршащую, «старичковскую» и занудливую — пока не научишься слышать что-то еще кроме тынц-тынц-тынц. Зато когда начинаешь различать звуки и оттенки — ооо! Радуешься непонятно чему, грустишь неясно о чем. Хочется смеяться и плакать, часто одновременно. Только послушайте, например, это:
Edgardo Donato, Carnaval de mi barrio (карнавал моего района). Даже если не знать слов. Вроде песня о празднике, но возникшее было веселье постепенно сменяется грустью. А когда вступает чистый, звонкий голос Lita Morales, лично у меня подкатывает ком к горлу. А вот как ее танцуют молодые и горячие — но обратите внимание на сосредоточенные лица и количество пауз — Пабло и Ноэлия:
Музыка приносит эмоции, и опять же — оживляет, делает настоящее объемным, красочным, сочным. Со временем даже мало эмоциональные люди вроде меня при долгом присутствии в танго расширяют свой диапазон восприятия. Недавно я вдруг по-новому услышала знакомую вдоль и поперек Рио-Риту: что она не просто смешная дурашливая музычка для поскакушек. Она грустная. Печальная. Даже трагическая — это же мелодия предвоенных и военных времен. Опять приходим к смерти.
Но если танец возвращает жизнь оторванным от свой телесности и друг от друга людям, если музыка, движение, контакт с себе подобным наполняет смыслом, привносит новые ощущения и краски, откуда все это? Откуда здесь взялась костлявая с косой? Так получилось, что смерть это свойство всего живого. Нравится нам это или нет. И принимая жизнь во всей полноте мы должны принять и смерть — ее конечность. Хотим мы этого или нет. Знание, что все кончится, и тотальная радость от сейчас несмотря на это. Тотальное присутствие в текущем моменте, с этим партнером, под эту музыку. Ощущение что ты там, где нужно. Конечность открывает новое измерение. Привносит глубокий смысл и ценность в происходящее. Танго само по себе — танец жизни, во всей ее полноте. Причем в идеале: жизни разделенной с кем-то желанным. Привкус горечи дает только одно: танго — танец смертных.
Есть несколько композиций, известных, как Танго Смерти, но все их, конечно, побывает Плегария, которую фюрер лично рекомендовал к исполнению в концлагерях (Tangoul Mortii в стихах Пауля Целана)
Да, к сожалению, теперь тоже знакома с этой историей :о(