Елена Левичева, «Танцы сделали меня счастливее»

елена левичева
Что общего между танго и контактной импровизацией? Что такое танцевально-двигательная терапия, и зачем она нужна? Для чего люди приходят в танцы? Как тело может помочь решить жизненные проблемы? Что важнее: стесняться или радоваться? Особенности обучения взрослых людей и многое другое раскрывает в сегодняшнем разговоре терапевт и преподаватель аргентинского танго Елена Левичева.
елена левичева


Ссылка на файл для скачивания.

— (Любовь) Всем привет, сегодня мы поговорим с преподавателем танго, контактной импровизации, танцевально двигательным терапевтом и психологом Еленой Левичевой.

— (Елена) И хореографом в детско-юношеском театре.

— Да, и хореографом. Лена, расскажи пожалуйста, как и когда ты пришла в танцы и терапию?

— Когда то давно давно, в прошлой жизни, я была начальником финансово-экономического отдела одной организации и у меня было много свободного времени по вечерам. А недалеко от моей работы открылась школа танцев для взрослых. И я туда зашла просто посмотреть. Я записалась на какие то занятия и совершенно случайно попала на урок аргентинского танго. Это было шесть лет назад и вот до сих пор я никак не перестану попадать на уроки аргентинского танго.

— Только теперь уже в другом качестве :о)

— Да теперь я веду их сама.

— Скажи как ты начал преподавать танго?

— Все было довольно обычно: моя подруга, прекрасный танцор, директор школы социальных танцев SDS Ирина Швецова предложила мне быть преподавателем, я согласилась, собственно все.

— Скажи, а вот помимо танго все таки у тебя так много регалий: ты и психолог, и танцевально-двигательный терапевт, и преподаешь контактную импровизацию. Ты попала в эту сферу после танго?

— Да уже после танго. Когда я начала заниматься, это был полный ужас и та радость, то ощущение единства, которым славится танго и которые были испытаны мой в первый раз, они возвращались потом многие месяцы, я бы даже сказала годы. И думая над тем, что же происходит с телом, было очевидно, что тело очень напряжено.И я стала искать пути и способы как расслабится.
И из того что я пробовала: пробовала заниматься сальсой, я пробовала ходить на различные массажи. Но это не давала того эффекта, который мне хотелось видеть. И я услышал от кого-то, что можно попробовать заниматься контактной импровизации.
Я пришла на занятия по контактной импровизации и, надо сказать, что уже первый раз, после первого же занятия эффект был. И он был настолько видимым, что для себя эффективности я подтвердила полностью.

— А в чем он выражался?

— Лучше всего сказать, что он выражался в оформленности движения. В контактной импровизации для того, чтобы двигаться свободно, совместно с партнером, с полом движение должно быть осознаваемо каждую секунду, что в идеале очень хорошо для любого танца. Только контактная импровизация создает достаточно не безопасную ситуацию за счет того, что движение происходит как перекаты по полу или как высокие поддержки, где нужно очень хорошо контролировать ситуацию и не расслабленное тело просто не успеет перегруппировать мышцы так, чтобы адекватно ответить на изменение ситуации, на движение, на танец партнера.

— То есть основная трудность с которой сталкивается взрослый человек, приходящий в танцы, это напряженность тела?

— У всех могут быть разные сложности, но для меня эта трудность была одной из основных. Трудность в том, что тело было настолько напряжено, что импульс, который дает партнер, невозможно было принять, невозможно было себя реализовать. Когда тело напряжено, оно не получает удовольствие. Все что оно получает — это боль и как следствие разочарование.

— А что тебя удерживало в танцах все это время?

— Время между первым занятием и когда стало получше?

— Да.

— Много социальных факторов удерживало. Конечно воспоминание об этом первом опыте было очень важно потому, что это как аванс во многих в принципе дисциплинах. Даже в духовных практиках есть такие авансы, когда неофит приходит куда-то, то в первый раз он получает какую-то плюшку, какой-то пончик ради которого он потом работает. И я тоже получила свой.
Даже по простому: девушке некуда красивое платье надеть. Поэтому удерживало в танцах, в танго в частности, милонги, возможность общаться.
Но не надо умалять и обесценивать то удовольствие, которое в принципе доступно на любом уровне. На любом уровне что-то может получаться даже если вообще ничего не умеешь и тело супер напряженное: симпатичный партнер, приятная музыка — это все то, от чего можно получать удовольствие, даже если ты не бог танцпола.

— То есть ты получала удовольствие от этих факторов?

— Ну конечно какое-то получала

— Здорово. Скажи а контактная импровизация — что это такое?

— Контактная импровизация это танец, который строится на принципах свободного движения относительно точки контакта с партнером и/или с полом. Есть точка контакта, при которой люди просто прикасаются друг другу определенным образом и эта точка контакта, когда вы танцуете, она путешествует. Когда вы движетесь она перемещается и вы можете использовать ее как опору, как возможность дать опору, как возможность вести или следовать, играть друг с другом, падать, взлетать. Все что угодно. В зависимости от интенсивности контакта в этой точке и рождается новый танец.

— Звучит интересно, но несколько необычно для большинства.

— Да, для вас конечно необычно. :о)) Если необходимо, то я поясню.

— То, о чем я хочу сказать, это то что многие люди считают танцы чем то элитным: я думаю это связано с балами, красивой одеждой, определенной музыкой, определенным набором движений. И мне интересно, есть ли какие-то каноны в контактной импровизации?

— В отечественной контактной импровизации есть каноны: нельзя танцевать пьяным, нельзя трогать женщину за грудь и никого за половые органы.

— А как ты считаешь, зачем люди приходят и танцуют такой странный, необычный, и, как я слышала, неэстетичный танец. Для чего они это делают?

— Я знаю как минимум сто тысяч причин для чего они это делают.

— Поделись хотя бы некоторыми.

— Начиная с того, что телу просто необходимо чтобы его трогали. Это базовая потребность человека, и у поколения рожденного в 70х, 80х и 90х годах есть просто колоссальная потребность в этом.
Еще на основе потребности в детстве, пример: если родители в детстве мало обнимали, мало брали на ручки и вообще физического контакта было недостаточно, человек всю оставшуюся жизнь будет испытывать эту нужду. Да и в принципе необходимость в плотном физическом контакте подтверждена для нормальной работы нервной системы и даже физического здоровья. Грубо говоря мы мало друг друга трогаем. А контактная импровизация лишена сексуальным подтекста, что тоже очень важно, что очень расслабляет людей. Есть возможность реализовать себя по разному.
Я уже говорила про поддержки, для тех кто не понимает что такое поддержка — это когда один человек является опорой, а второй находится сверху на нем и причем не просто сидит или стоит на плечах или спине, а движется сам, в танце попадает на плечи, разворачивается, стекает вниз. Далее второй может подняться наверх. И здесь есть возможность реализовать себя и как опору, то есть как человека на которого можно положиться, и как легкого, воздушного, летающего.

— То есть разные необычные ощущения?

— Я бы хотела сказать что разные необходимые и обычные ощущения, которых человек может быть лишен в жизни. Я придерживаюсь того же мнения, что и многие другие психологи, танцоры — что психика и тело едины. И можно воздействовать не только для улучшения своего состояния, возрастания своих личных качеств со стороны психики, можно идти от тела.
И человек, который в контактной импровизации сможет быть опорой, если на него будет полагаться другой человек, он в жизни увидит, что он станет более уверенным, более устойчивым. Он будет человеком, на которого можно положиться и в социальном плане тоже.
И это действительно очень мощный тренинг. Контактная импровизация – это мощный психологический тренинг и он очень экологичен в том плане, что никто не будет ковыряться у вас в душе, никто не будет задавать вам вопросы, спрашивать какие у вас отношения с мамой или обижали ли вас в детстве. Нет, это все будет происходить молча, это все будет для вас в текущем времени, в настоящий момент. И сейчас вы будете делать то, что поможет вам за пределами танцевального зала.

— То есть ты наблюдала такие изменения?

— Я наблюдаю такие изменения каждый день. Изменения это я. С того момента как я стала танцевать контактную импровизацию, это, удивительно, довольно мало, всего четыре года, я стала совсем другим человеком. И да, я конечно вижу изменения в моих учениках, в вас Любовь, в людях которых я наблюдаю со стороны.

— Здорово. Скажи, а вот есть ли что-то общее между контактной импровизацией и танго, поскольку очень часто одно время я встречала статьи на тему танцев и в них с поразительной частотой приводились в пример как танго, так и контактная импровизация, можно сказать рука об руку.

— Если ты меня спросила бы год назад, я бы сказала да, общего очень много. Я участвовала в разных семинарах, я даже сама вела контактанго – это такая миленькая штучка, смесь танго и контактной импровизации. Сейчас я общего не вижу, но это мое субъективное мнение, потому что я знаю и люблю людей, которые до сих пор танцуют именно контактанго и видят в них очень много общего.
Импровизация, она во многих танцах есть общая, определенное построение тела. Но, дело в том, что танго которое танцуется сейчас не то же самое, что танцевалось даже в 60е годы, потому что сейчас это танго, которое учили танцевать профессионалы, хореографы, профессиональные танцоры балета, люди с высшим хореографическим образованием.
Сейчас танго – это танго которое не их темных залов вышло на сцену, а наоборот, оно со сцены сошло в зал. И уровень танцоров, обычных танцоров, которые сейчас приходят танцевать на милонги, очень высок. И в принципе эти законы построения тела они не танговские, они все взяты из той же контактной импровизации, из современного балета. Это не совсем танго «танго».

— Я боюсь мы сейчас идем в большую и спорную область о том что такое истинное танго, аутентичное.

— Для меня истинное танго это как сферический конь в вакууме. И все таки, что же общего между танго и контактной импровизацией. Я думаю что ничего. Можно сделать микс, и это будет вкусно, интересно, но это будет танго, не контактная импровизация. Это будет танго, но сильно, сильно освобожденное, где можно разорвать объятие, можно уйти вниз, можно уйти в поддержку, но это будет именно танго, на мой взгляд. От контактной импровизации не останется ничего, потому что контактная импровизация это свобода. Абсолютная. Когда ты не должен держать все время позвоночник, когда ты не должен ходить определенными шагами и когда ты не должен слушать музыку, это очень важно.
В контактной импровизации не слушают музыку. Слушают свое тело и тело партнера, и наблюдают за точкой контакта. Когда сознание танцора контактной импровизации выходит в сферу музыки он теряет часть внимания и этого нельзя допустить. Собственно это накладывает ограничение, например, ходить только определенными шагами просто потому, чтобы не следить за ними, чтобы это происходило автоматически.

— Понятно. Я несколько испугалась возможности оценить истинное танго, поэтому хочу чуть-чуть переключить тему и спросить тебя: ты работаешь со взрослыми людьми?

— Как преподаватель танго я работаю со взрослыми людьми, как хореограф я работаю с детьми и подростками.

— Давай поговорим все таки про танцы, про танго. Есть ли какие-то особенности обучения взрослых?

— По сравнению с детьми?

— Да. Тем более раз тебе есть с чем сравнивать.

— Детей привели родители, их надо заставить. А взрослый человек сам пришел. И я исхожу из того мнения, что он пришел своими ногами, значит он тут находится по собственному желанию.

— Но может быть как-то восприятие информации или способ ее подачи отличается?

— Я думаю, зависит от того, зачем пришел этот взрослый человек, потому что каждый же настроен на какие-то свои цели. И для меня, субъективно, просто вот что я люблю, это когда человек пришел получать удовольствие, когда он пришел радоваться. Когда он пришел научится чему то новому, для того, чтобы жизнь его стала полнее и интереснее, ярче, вкуснее. Чтобы это было в радость.
Ест вариант того, что человек пришел для того чтобы заняться очередным спортом, в котором есть какие то достижения. Иногда такие люди тоже попадают в школу социальных танцев.
И это чудесно, потому что у них потом будут может быть хорошие преподаватели или участники различных конкурсов, чемпионатов. Это тоже определенный сорт людей и они настоящие локомотивы в каком-то смысле.
Но вот что люблю я, с кем я на одной волне — я с теми, кто хочет радоваться. Радоваться не от победы, а от каждого шага, от самого процесса. И способ подачи информации для меня – это дружески поделиться. Да, я тоже взрослый человек и я тоже танцую танго не так уж и давно. И я это прекрасно понимаю, у меня даже 10 лет нет, по всем канонам я еще неофит. И как неофит я могу поделиться тем, что я уже хорошо умею, что я знаю, что я видела. Что я видела как работает, какие-то секреты открыть, как лучше, как удобнее. Конечно есть определенный момент когда я буду достаточно требовательна потому что это мне приятно, это мое личное, что пришедший человек относится серьезно, что он занимается своим телом, что он выполняет маленькие домашние задания, которые ему дают. Когда я вижу, что он тоже вкладывается – это просто колоссальная отдача, обмен энергией. Это очень важно в работе.

— А в среднем, есть ли что-то такое что больше всего мешает людям получить эту радость, про которую ты говоришь?

— Перфекционизм.

— То есть основная проблема – желании сделать все идеально, получить результат сразу?

— Знаешь, желание сделать все идеально – оно прекрасно. Просто это обычно тот же сферический конь в вакууме, конкретно этого желания в чистом виде я не видела. Но бесконечное нытье что все не так, как в том анекдоте «все не так, а как – не знаю», это партнер не тот, и я не тот, а вот когда я похудею или когда я туфли себе правильные куплю, а вот когда я другую школу найду, другого преподавателя, когда все станет получше. Вот находиться в этом желании, таком брюзгливом желании постоянного поиска чего то получше – вот оно мешает. Я знаю это по себе, а не кого-то обвиняю. Я очень благодарна прекрасному преподавателю, психологу Александре Вильвовской которая много-много лет назад мне сказала просто в разговоре такую вещь, что иногда люди даже не понимают с каким партнером они танцуют, они танцуют со своей фантазией о партнере. И для меня это изменило все. Я поняла что я все время хочу танцевать не здесь и сейчас с этим человеком, а с кем-то получше. И для меня это был момент остановки. Я подумала что все, нет, так я вообще все пропущу если я постоянно буду хотеть чего то получше.

— То есть для того чтобы развиваться, двигаться дальше, получать радость и удовольствие от этого процесса, что нужно?

— Нужно остановиться и принять то, что есть на данный момент.

— Без оценки, я так понимаю?

— Принять. Да пожалуйста, хочешь — оценивай. Оценка нужна в обычной человеческой деятельности.

— А как же поругать себя?

— Вот один раз поругай, и успокойся. Да, толстый, да, страшный, да, много лет, да я вчера с дивана слез, сегодня ничего не получилось. Но вот это есть. И если сейчас не начать делать, значит будет еще хуже. Будет еще больше лет, будет еще толще попа и еще более продавленный диван.
Ты говорила про шпагат, что чтобы протянуться до шпагата нужно полгода и кажется что это много. Но если не начать – то это же еще дольше, чем полгода. Это же будет никогда.
Вообще много чего мешает: страх оценки, просто страх показать себя. Человек когда танцует он становится видимым, а это же страшно. Страшно что увидят, страшно что подумают, что скажут. Даже если ничего не подумают и не скажут все равно страшно. Ты-то об этом думаешь. Это много кому что портит.

— Скажи пожалуйста, вот в самом начале я упоминала о том, что ты танцевально двигательный терапевт. Что же это такое «танцевально-двигательная терапия»?

— Танцевально-двигательная терапия это направление психотерапии, которое как раз исходит из того, что психика и тело едины. И в движениях, в определенных упражнениях, в танце, можно прожить какие-то собственные личные темы, что-то что беспокоит, что-то, что не устраивает в себе. Можно как-то вырасти личностно, то есть это тренинг личностного роста, не только психотерапия. В танцевально-двигательной терапии создаются ситуации из упражнений, танца, движения, когда человек через тело без разговоров, без копания в голове проживает моменты, которые мешали ему жить. Он становится свободнее. И качество жизни улучшается. В отличии от контактной импровизации это происходит под руководством и в сопровождении терапевта, который будет задавать тему, который будет направлять, помогать, который потом проговорит с клиентом важные моменты, не даст их упустить, поможет осознать и это очень эффективно. Я занимаюсь не только танцевально-двигательной терапией, но я и просто психолог-консультант, я работаю в русле гештальта и мое субъективное мнение, то что видят мои глаза — танцевально-двигательная терапия очень эффективна. Это то, чем я хочу заниматься, буду заниматься и что я советую моим друзьям, тем кого я люблю.

— То есть это в общем случае такая же психотерапия, которая идет от тела, не от мозга?

— Да, только не от разговоров. Если вы приходите к психологу, к психотерапевту с какими-то проблемами или просто с запросом личностного роста вы садитесь друг напротив друга и давай языками чесать, целый час сидите, попа болит, вопрос не решается, по многим причинам. Через 10 сеансов он решается или не решается – это еще вопрос. Вот через 100 сеансов ну конечно же все становится понятнее. Это такая маленькая антиреклама собственной работы. :о)
Когда вы приходите к танцевально-двигательному терапевту, скорее всего там будет задана тема, если это не индивидуальное занятие, а групповое. Вы работаете с какой то определенной темой, например темой личных границ — умение сказать нет, умение отстоять свои интересы, и через упражнение, через сопровождение терапевта, через помощь партнера, через парные упражнения это все проживается сразу, без обсуждения. Минуется этап «поговорить о».
Дело в том, что я полностью за то, чтобы люди ходили к психологам-консультантам, к психотерапевтам. Если это нужно человек обязан себе помогать. Если он чувствует что ему надо – ему надо идти. Но то, что человек разговаривает с психологом может принести ему облегчение, но это не значит что его жизнь улучшится, что он сам внутри изменится, что он приобретет какие-то качества, потому что между «разговором о …» и действием есть зазор и часто это пропасть. И человек, выйдя от психолога, ручки вытер, он же получил облегчение, и он ничего не делает со своей жизнью и фактически снова и снова попадает в ту же ситуацию. Снова говорит, несет деньги психологу.
А в танцевально-двигательной терапии минуется этап «поговорить о …», здесь сразу делают. Понятно что это моделирование ситуации, и когда 10 раз в упражнении человек скажет своему партнеру, которого он не знает, «Нет», он выйдет и сможет сказать «Нет» кому-то в личной жизни. Это упрощенная модель.

— Звучит интригующе.

— Мне нравится. Она помогла мне, я могу даже сказать, что она очень мне помогла, когда я клиентом проходила именно танцевально-двигательный тренинг, я действительно смогла измениться, действительно смогла проработать такие глубокие вопросы, к которым потом даже не приближалась в дальнейшем. Это было очень ценно, а самое главное это было очень безопасно для меня, потому что никакой посторонний человек ничего обо мне не узнал. Это важно.

— Расскажи мне, чем может помочь танцевально-двигательная терапия танцорам, например, того же танго. Вообще когда есть смысл обратиться к подобной терапии?

— Я считаю, что всегда есть смысл. Хотя бы потому, что это очень интересно. И провести два, три, четыре часа на таком занятии это просто огромное удовольствие. Даже если нет никаких особых проблем, сами упражнения очень интересные, интересно на это посмотреть, поучаствовать, отпустить какое-то внутреннее чудачество, подвигаться. Это такое удовольствие.
У танцоров есть такая штука что очень долгое время человек не танцует, он шагает, повторяет фигуры, слушает ведение или музыку, но танца как непрерывного потока энергии нет. Потому что тело не привыкло к свободе движения.

— Мы сейчас говорим про обычного человека?

— Мы сейчас говорим про танго.

— Про непрофессионального танцора, про кого-то, кто приходит из офиса, с дивана во взрослом возрасте.

— Скажем так, я не знаю зачем ты сделала это пояснение, ты меня немного запутала. Но это очень хорошо видно если смотреть на танцпол, танцуют ли люди, или шагают под музыку. И я думаю что любой кто смотрел на танцпол в течении хотя бы одной минуты, он поймет о чем я говорю.

— Я не согласилась бы.

— Хорошо. ОК.

— Мне кажется для этого нужен хоть какой то минимальный опыт, потому что я слышала очень разные отзывы от людей которые никогда не танцевали и случайно попадали на танцевальные вечеринки.
Одним категорически не нравилось, они не понимали в чем тут смысл такого времяпрепровождения, зачем это надо. Другие же воспринимали всех танцоров которые буквально осмелились выйти на танцпол чуть ли не богами.

— Я все таки говорила о тех, кто танго танцует, кто знаком хотя бы с движениями. Я поясню более подробно. Если тело танцует есть энергия. Энергия это как постоянный обмен между импульсом и реализацией его. Нет остановок в том плане что нету замерших, замерзших частей тела. Когда происходит шагание под музыку, в основном ходят ноги. И есть руки, вцепившиеся друг в друга и достаточно жесткий и неподвижный корпус, неподвижная голова. Ножки ходят красиво, как-то украшаются, но немножко чего-то не хватает.
Не хватает этой самой энергии. Когда танцуют танго движется все, движется нос, движутся кончики пальцев на руках, движется спина, грудь, живот, плечи, все движется.

— Мне кажется, ты сейчас напугаешь наших слушателей, которым бы за ногами то уследить. :о)

— Слушатели выдохнут, и продолжат слушать дальше. Собственно от чего так происходит? Да от многих причин. Страх наверное основная из них, страшно объятия отпустить, не услышать, не угадать. Страшно ошибиться.
А танцевально-двигательная терапия может помочь оживить тело. Когда вам терапевт говорит: «Ложитесь на пол и катайтесь», вы конечно можете подумать что он свихнулся, но вы ляжете и будете кататься. И ваш мозг хоть чуть-чуть, но расслабится, и тело хоть чуть-чуть, но отпустит. И в следующий раз, когда вы поднимитесь с пола, оденете красивые туфли и встанете в пару, вы будете хоть чуть-чуть, но свободнее. И у вас чуть-чуть будут двигаться плечики, чуть-чуть будет мягче ходить попа, может быть не будете втыкаться в пол и ваша жизнь станет немножко радостнее.

— Для этого стоит попробовать.

— Да, для вот этих вот маленьких плюсиков. Это не панацея. Это будет очень маленький шажок, а после 10 занятий это будет шажок побольше, а потом вы сами станете вести уроки танцевально-двигательной терапии. :о)

— Отличное продолжение. :о)

— Конечно.

— И под конец я хочу задать тебе пару, может быть личных вопросов. Скажи пожалуйста, зачем лично ты танцуешь?

— Зачем танцую? Я это поняла только в этом году. Я поняла что в танго, именно в танго, в эти 10 или чуть больше минут что длится танда я равна сама себе. Нигде больше в других областях жизни, а у меня в общем то было немало сфер где я себя могла проявить и проявляла достаточно хорошо, я не была полностью собой. В танго, как нигде, я чувствую свою смертность, свою человечность. Потому что я знаю что это кончится. Точно кончится. И тем не менее от первой ноты до последней я могу быть абсолютно, целиком и полностью здесь, сейчас, с этим человеком, с этой музыкой и с самой собой. И в этом отрезке я абсолютно свободна.
Есть ограничения, и их очень много и это как скелет который держит. Потому что у нас есть скелет, мы можем быть свободны, можем двигаться, перетекать, плавно танцевать, ходить, взлетать, покорять космос, ползать по земле. Так и в танго, столько ограничений и между ними я могу дышать абсолютно свободно.

— Даже добавить нечего. Я правильно понимаю, твоя жизнь сильно изменилась с появлением в ней танца. А как она изменилась? Я сейчас не только про танго.

— Моя жизнь полностью изменилась. Самые такие простые вопросы, на которые ответ очевиден, на них невозможно ответить. Именно потому, что ответ настолько очевиден.
Я стала счастливее, вот что изменилось. Я действительно могу радоваться, могу останавливаться.
Я могу слышать, я могу быть внимательна. Я могу радоваться людям и это действительно все благодаря танцам. Благодаря тому, что происходит с человеком когда он танцует, учится танцевать, думает о танцах, готовится к ним, находится в этой сфере. Потому что танцы это же не только обнялся и поскакал, это же и туфли выбирать, это тоже танцы.

— Судя по тому что ты сегодня рассказала, в основном ты танцуешь все таки парные танцы. Скажи, а что больше всего ты ценишь в партнере? Что для тебя самое важное? Нельзя же танцевать в одиночку в паре.

— Почему-то мне сейчас анекдот вспомнился, не знаю почему, но почему-то именно он у меня сейчас в голове сидит:
«- Знаешь как женщина возбуждает мужчину?
-Как?
-Приходит на свидание»
Больше всего в партнере я ценю его наличие. :о) Остальное, даже не знаю, все же люди, взрослые, и всегда можно договориться. Прекрасно, просто фантастически если он внимателен, вот это я ценю наверное больше всего. Если партнер внимателен ко мне для него будет просто небо в алмазах.
Не если не очень тоже будет нормально.

— Партнер ничего не потеряет, в любом случае. :о)

— Вообще то я потеряю может быть. Я же буду внимательной, куда мне деться. :о) Еще один плюс контактной импровизации, кстати, что можно отойти сразу к стенке.

— И напоследок, что бы ты могла сказать людям, которые может быть нас сейчас слушают, и которые хотели бы танцевать, или вести более активный физически образ жизни, но стесняются, потому что ничего не умеют, считают себя слишком старыми или может быть некрасивыми. Танцы же это очень красиво, как мы помним. Или может быть думают что они неуклюжие. Или считают что это не для них.

— Можно сказать что жизнь вообще то короткая и если не сейчас, возможно что и никогда. Возможно вы из-за своих фантазий, совершенно безосновательных, упустите шанс и не станете чуть счастливее.
Но как то это грустно получается. И я предлагаю просто подумать о том, что вам важнее, вам важнее стесняться или важнее радоваться? И действительно это уважаемая мною позиция что человек хочет сидеть дома. Но тогда не надо обманывать, не надо говорить что я хочу танцевать. Значит вы не хотите.
А если хотите то вставайте и идите на урок, или на милонгу, или на джем, да все равно куда. Просто встаньте. Не надо врать. Если вам важнее бояться – бойтесь. Сидите дома и будьте честны с собой. Если нет – вставайте и идите.

— То есть возраст, дети это не помеха?

— Конечно нет. Кому нужны помехи он найдет: машина не завелась, дети плачут, слишком толстый.. Найдете, честно. Я верю в ваше умение искать себе помехи.

— Получается единственная помеха, которая есть у человека — это он сам на пути к тому, что бы ему хотелось?

— Да. Ставили же танго для людей колясочников, и помехой это для них не было. Я считаю что надо быть честным. Надо или честно бояться, или честно идти. А когда начинается «я хочу, но боюсь» это раздражает.

— А как насчет такого шаблона, что мужчины не танцуют?

— Я про такой шаблон давно не слышала. Мужчины которые у меня танцуют, танцуют очень даже ничего.
Может быть не танцуют в перьях и купальниках. Но все остальное очень даже танцуют. Я очень люблю танцевать контактную импровизацию с мужчинами, с ними не страшно. :о)

— Они все выдержат. :о)
Спасибо тебе больше, что ты поучаствовала в нашей увлекательной беседе. Хочу тебя поблагодарить что ты согласилась поговорить и рассказать о своем опыте.

____________________

Напоследок небольшой пример контактанго в исполнении Елены и Габриэлы Кох (Gabriele Koch):



Другие интервью

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

комментарий к “Елена Левичева, «Танцы сделали меня счастливее»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *