Вячеслав Иванов «К танцу важно готовиться»

вячеслав иванов
Импровизация vs постановка? Есть ли критерии «хорошего ученика» и каковы они? Что приводит людей в танго? С кем танцуют мужчины? Что нужно делать девушке чтобы пользоваться популярностью среди мужчин на танцполе? Почему в танго столько представителей IT-индустрии? Как был создан и развивался форум «GoTango»? Почему такой социальный танец, как аргентинское танго, имеет столь высокий порог вхождения для новых людей и так ли это вообще? Для чего нужны чисто мужские практики? Об этом и многом другом рассказывает один из старейших преподавателей аргентинского танго в Москве, руководитель школы аргентинского танго Вячеслав Иванов:


Скачать файл

__________________________________

— Всем привет! С вами Хапова Любовь и сегодня я разговариваю с одним из самых известных, старейших преподавателей аргентинского танго в Москве, руководителем школы ГоТанго Вячеславом Ивановым. Слава, привет!

— Здравствуйте.

— Слава, у меня традиционные вопросы. Расскажи пожалуйста, кто ты по профессии?

— Если коротко и просто, то программист. Если чуть сложнее, то «Вычислительные комплексы, системы и сети». То есть скорее сисадмин. До того как ушел в танго, был маленьким-маленьким IT-директором.

— Здорово! Я кстати тоже программист. Кажется есть такая закономерность что в танго много людей, представителей IT-индустрии.

— Соглашусь. Я когда сам начинал заниматься, мне тоже было интересно. Приходят новые люди — а людей вообще было немного — вот кто они? И как-то вывели закономерность, что в танго довольно таки много ребят IT-шников и девушек юристов.

— А как ты считаешь, что привлекает представителей этих профессий в танго?

— Сложно сказать. Я думаю то же самое, что и всех остальных.

— Например?

— Что привлекает именно IT-шников в танго? То же самое что и не-IT-шников. Но почему-то IT-шников привлекает чаще. :о) А это непростой вопрос, почему именно IT-шники. Ощущение что их много было какое-то непродолжительное время, а сейчас я даже затруднюсь статистику вести. Допустим, если говорить про свою школу, то у нас есть пара ребят-программистов, но это даже не 10% и не 5.

— Хорошо. Расскажи тогда лучше про себя. Как ты начал танцевать? Что тебя привлекло?

— Танцевать танго? Кроме танго я ничего не танцевал вообще никогда. У меня был опыт в доисторическую эпоху, класс первый наверное, и даже раньше, еще до школы — в школе таким не увлекаются. На 1 мая недалеко от дома устраивали выступление какого-то местного ВИА с дискотекой. Ходил, было очень интересно. До тех пор пока кто-то из старших ребят не сказал «мальчик, иди отсюда». Расстроился и больше не ходил, и никогда вообще не танцевал. А насчет танго… Проснулся и понял, что надо. Почему танго — не знаю. Я ничего о танго не знал абсолютно, для меня это была terra incognita. Когда появилось желание, полез в Яндекс, попытался что-то найти, не нашел. Спустя полгода приступ желания повторился и в этот раз с несколько большим успехом. Приехал, посмотрел что это такое — ну ладно, попробую, интересно.

— А в каком году это было?

— В 2000.

— Тогда уже появились какие-то школы танго в Москве?

— В Москве была одна, Вали Устиновой. Она еще даже не называлась тогда школой танго, у Вали тогда танго было одним из направлений вместе с джаз-модерном. Название про танго появилось позже. Уроки давала Валя, иногда ее подменял Гена Гаранин. На то время в Москве, насколько я помню, еще преподавал, видимо эпизодически, сейчас не очень помню подробности — Володя Винников.

— К сожалению, не знаю это имя. Ни разу не слышала.

— У него это было, может быть, несколько на стыке танго и спорта. Что-то вроде практик.

— Тебя сразу зацепил этот танец?

— Я в то время устроился только после института старшим помощником младшего системного администратора в какую-то немецкую компанию, которая продавала углеводороды родины на запад, очень собой гордился. Работы было правда очень много, приходилось работать без выходных. Но очень нравилось. И на этом фоне когда говорят «уроки два раза в неделю» — нееет, я серьезный, уважаемый человек, два раза в неделю я вообще никак не смогу. Попробую раз. Прошло две недели. Я стал ходить четыре раза в неделю, включая все практики и вообще все, куда только мог дотянуться. Захватило сразу.

— А что было самым цепляющим впечатлением?

— Тогда я таких слов не знал, а сейчас я бы сказал — таинство контакта в паре, таинство движения вместе.

— А можно спросить? Дело в том что мне уже немного рассказывали другие люди как все это начиналось, и насколько я поняла, тогда как такового даже не было ведения-следования, какое мы сейчас знаем.

— Это слово я тоже узнал сильно позже. Я уже занимался к тому времени несколько месяцев, считал себя круче, чем южные склоны Эвереста. А потом приехал с семинаром Эрик Яриссон из Голландии, и сказал «ребята, вы тут все большие молодцы, очень круто все, но вот есть такая штука как ведение-следование». Ооо! Давай-ка по-подробнее. :о) Ну, в прямом смысле этого может быть и не было, но как сейчас помню в одном из первых упражнений, когда девушка кладет ладошки партнеру на грудь, а ему ни в коем случае нельзя отрывать руки от карманов, а нужно чтобы она что-то сделала.

— Получилось? :о)

— Неважно! Главное процесс. Что-то получалось. Если бы совсем не получалось, наверное продолжать бы не хотелось. Еще вдруг вспомнил, когда я пришел, группа в это время уже занималась и я попал не совсем в начинающую группу. Они уже что-то умели и их темы для моего понимания были абсолютно недоступны. Но у них немного не хватало мальчиков и мне сказали «ты оставайся, посмотри что ребята делают, ну и вот тебе в помощницы наша самая крутая ученица, она если что — подскажет».

— А самую крутую ученицу как звали?

— Света.

— Она сейчас танцует?

— На милонгах очень-очень редко появляется, давно не видел.

— Но не бросила?

— Скорее да. Но с горизонта пропала.

— А много вообще людей из тех групп, когда ты начинал заниматься, сейчас танцуют?

— Да. Удивительно, я не знаю почему — то ли мотивация была другая, то ли еще что-то — много людей, которые танцуют и даже не все стали преподавателями, то есть не всем это надо. Гена Иванов, Саша Черенков, Вася Парасолов, Олег Капуста, Наташа Захарчук. Олег с Наташей преподаватели. Дима Майоров не преподает. Доволен жизнью, просто на милонгах появляется, молодец. :о)

— Расскажи, а что тебя привело к преподаванию?

— Честно? Это была вообще не моя идея, меня устраивало абсолютно все. Я ходил на милонги, получал удовольствие. Иногда еще получалось куда-то съездить в другой город на фестиваль — «я так хочу чтобы эта сказка не кончалась», что называется. И тут партнерша, Мила, с которой мы чаще всего практиковались и вообще были большими друзьями, вдруг заявила — для меня это был как гром среди ясного неба, что: «пара такого уровня как мы, должна развиваться дальше, либо преподавать, либо выступать». Ну ладно.

— И с чего вы начали?

— Выступать было вообще неблизко. Интересно конечно, ну все эти капустники-выступления для родителей на сцене это все было очень здорово. К сожалению или к счастью видео не сохранились. Только фотографии, очень говорящие. :о) Мы попробовали набрать школу. Правда, это был интересный опыт, было интересно себя попробовать. К тому же, имелась некоторая практика, опыт работы инструктором — помогать кому-то. Мы дали объявление, в газету. Договорились с залом. И на наш первый урок пришла одна девочка. На беду, тот зал, с которым мы договорились — не пришел хозяин зала. Поэтому мы все втроем, в феврале, постояли под дверью полчасика на морозе и поехали на Делегатскую в школу Саши Вистгофа, где в коридорчике считай частный урок дали и это был такой почин.

— А как первая группа тогда набралась?

— Не скажу что очень быстро, но набралась. В итоге человек 10-12 было.

— Вы как-то частным порядком начали этим заниматься? А как вы свою школу открыли?

— Нет, я про школу и говорю.

— То есть это уже была школа GoTango?

— Само слово появилось не с самого первого дня, но можно назвать это рождением школы. Изначально информация в основном была на форуме, самый-самый старый первый форум был, я писал про уроки там. В основном народ приходил заниматься через знакомых, сарафанное радио. Мы писали «уроки Славы и Милы», а само слово «школа» появилось чуть позже.

— Раз уж ты заговорил про форум. Расскажи, как вообще пришла в голову идея создать такую площадку, и как итог, развить ее, до ресурса номер один в России среди специализированных форумов?

— Сейчас популярность ресурса несколько ниже, чем была одно время.

— Это из-за соцсетей.

— Да. В чем-то это плюс. Я помню, когда форум брал на себя функции в том числе соцсетей, где народ просто общался, ругался между собой, стоял страшный срач местами, извиняюсь. И я знаю из-за этого кто-то говорил, «все, ноги моей больше не будет здесь!» и уходил с форума. И среди этих людей были люди, близкие мне, которых я хорошо знаю. Мне было обидно и грустно, и я пытался все эти разборки с форума убрать и оставить его целиком информативным ресурсом. Здесь фестивали, здесь милонги, здесь что почитать, здесь найти партнера, тут практики. Я доволен что он сейчас остался скорее как доска объявлений, чем как форум. А по-поводу идеи.. Честно, даже и не вспомнить с чего это все началось. Какая-то потребность в получении информации, она была всегда. Чтобы было удобно. Допустим, у преподавателей были списки рассылок учеников, над которыми они тряслись и чахли, и один преподаватель другим никогда бы свой список рассылки не дал. И когда нужно было о чем-то объявить, проинформировать все сообщество было тяжело.

— Тогда еще не было централизованного ресурса?

— Был сайт tango.msk.ru, но это был скорее питерский форум. Может быть с него появилась идея сделать что-то свое. Не скажу точно по времени, по годам, могу путать. Так вот, был сайт tango.msk.ru, но этот домен регистрировал Леша Барболин, и он хоть и msk.ru, а все равно считался питерским. Первый форум был на сайте milonga.ru, сайте школы Саши Вистгофа. А потом в 2003 году, когда уже появилась своя школа, и идея начала вырисовываться. Была идея повесить туда что-то, прошло какое-то время и стало уже понятно, какие требования к форуму есть. Писать с нуля это все было тяжело, и хотелось найти какой-то готовый движок, на котором бы это все работало. И тогда попался под руки phpBB. Я первый раз поехал в Буэнос-Айрес, и приятелю, тоже программисту — мы встретились на танцах и выяснили что мы учились в одном ВУЗе, работали в одном месте и так далее, Дима — ему поставил задачу найти движок, чтобы к моему возвращению все работало. Дима молодец, с задачей справился.

— Наверно программисту это сделать достаточно просто. А вот привлечь людей гораздо сложнее.

— Учитывая, что youtube’a вообще не было как класса, facebook’а тем более, где-то хотелось просто пообщаться или на работе время занять или о чем-то узнать — вариантов-то было не так много. Потом сарафанным радио информация стала распространяться.

— Получается, у вас не было конкурентов? Вы были первыми?

— Да. Попытки были, но видимо не очень серьезные.

— Можно сказать что оно само как-то получилось?

— Да. Сказать, что я как-то специально, целенаправленно работал над позиционированием, раскруткой — нет.

— Повезло вам.

— У меня даже задачи изначально не было никакой получить какой-то профит или еще что-то. Наоборот, было приятно что я могу сообществу сделать что-то полезное.

— Хочу сказать, да, действительно очень полезное. Особенно из последних фич мне нравится календарь со всякими событиями — очень удобно. Еще было предложение от регионов: добавлять в календарь региональные мероприятия тоже.

— Жалко, что в сутках 24 часа. Потому что идея насчет того же календаря и даже нового движка, оно уже где-то в архивной папочке на компьютере лежит, но когда до все руки дойдут. Что остается? Чтобы все это было на совести самих организаторов. Но как показывает практика.. *вздыхает*

— Бессовестные они? :о)

— Просишь: ребята, ну хотя бы за пару дней до мероприятия сделайте анонс. Вы все равно же делаете анонс. И чтобы добавить событие нужно нажать на две кнопки. Кто-то умеет две кнопки нажать, а для кого-то это целая история.

— Думаю, со временем, если люди будут видеть пользу от этого простого действия, то будут делать. Мы так немножко в технику углубились, предлагаю вернуться к танго, к преподаванию. Как ты точно знаешь, есть такая проблема в любой танго-школе, даже может быть в любой танцевальной школе, я бы назвала это — текучка учеников. Люди приходят на новый набор, новую группу, им интересно, они занимаются, но до конца учебного года доживают единицы. Я слышала, что вы с Олей смогли решить эту проблему.

— Одно время мне тоже так казалось. Тяжело говорить о какой-то глобальной статистике, но одно время да. Текучка есть, от нее никуда не деться, ты делаешь новый набор, к маю остается 10%. Люди уходят. Почему? Кто-то в силу своих жизненных обстоятельств, тут ничего сделать нельзя. Мы пытались подумать, что мы можем поменять в программе, чтобы людям было интереснее. И не просто развлекать людей, а чтобы потом не было стыдно, что это наши ученики. Хотелось найти какой-то разумный баланс между овсяной кашей и печеньем. Одно полезное, второе приятное.

— Судя по начальной реплике, что-то пошло не так?

— Нет, все равно мне казалось что все довольно таки неплохо. Самый последний набор у нас развалился чуть раньше. Не то, чтобы совсем развалился, часть группы еще существует. Но как-то так совпало. Группа небольшая, всего 8 пар, и два пары и в жизни, пришли вместе и на наших глазах распались, и обоим перестало быть интересно танго.

— Вряд ли это с программой связано.

— Да. Такой форс-мажор.

— Но танго и объединяет. Наверно кто-то поженился за это время?

— Не без этого.

— То есть ваша серебряная пуля — это мозговой штурм по программе, по содержанию?

— Ну да. Но мы же тоже не роботы.

— Вы лучше :о)

— С одной стороны, какая-то оптимизация программы, ощущение, что ты людей учишь не фигурам, не элементам, ты людей учишь танцевать. А когда они уже танцуют, они понимают зачем они это делают, им хочется продолжать. У них нет такого: я выучил все движения танго, выучил все сложные «слова», что мне с этим делать? Пришел на милонгу и не знаю что делать. Школа это еще и коллектив, нам очень везет, нам попадаются очень хорошие люди. Поэтому когда мы едем на уроки, а танго у меня это единственная работа, у меня язык не поворачивается говорить: я поехал на работу. Потому что это что-то большее.

— Скажи, а ты продолжаешь сейчас по своей основной специальности работать?

— Я уволился в 2006 году. С 2006 года только танго.

— Крутой поворот.

— Я к нему год наверно готовился. Страшновато было, но возврата назад не хочется. Ездить после работы еще и на уроки, во-первых, это физически тяжело, во-вторых, готовиться к урокам в машине или в метро по дороге тоже наверно не очень правильно. К урокам же надо готовиться.

— Надо бы.

— Не просто рекламную составляющую урока анонсировать. Хотя иногда на то, чтобы дать анонс 1,5 часового урока уходит часов 6 чтобы подготовиться. Тяжелее всего уроки на музыкальность, то есть урок 1,5 часа, а так чтобы музыку отобрать может пара ночей уйти. Но интересно.

— Я так понимаю, вы на базе этого еще и семинары делаете?

— Я как раз про семинары говорю.

— Я подумала про регулярные уроки.

— Нет, к регулярным урокам тоже готовиться надо.

— Но 6 часов — это очень круто. Очень качественно.

— Это от темы зависит. Есть уроки, которые из набора в набор повторяются. Хотя в одну реку войти дважды не получится, потому что на предыдущем уроке ты эту тему давал, прошел год и ты уже сам немного по-другому к этой теме относишься. А хочется, и мне кажется правильным стараться людям дать то, как ты сам танцуешь. Вот я танцую так. Можно делать так, так и вот так, я вас не заставляю делать определенным образом, но есть выбор. Я сам делаю так потому-то и потому-то. Что нравится, пожалуйста берите.

— Тут недавно такой вопрос подняли в социальных сетях, где сейчас основные обсуждения ведутся. В основном обсуждают преподавателей, какого преподавателя можно считать хорошим, чем хороший преподаватель отличается от других, как это человеку со стороны можно увидеть. А тут подняли тему, есть ли какие-то критерии у хорошего ученика?

— Мне кажется, с учениками проще, чем с преподавателями. Что значит хороший преподаватель? Смотря чего хочет ученик. Если преподаватель дает то, что хочет ученик, то этому ученику он хороший преподаватель. Что хочет преподаватель от ученика кроме денег? :о) Шутка. Хочет чувствовать отдачу от того, что он делает. Над этим конечно должны работать оба, какой бы ни был преподаватель танго, какой бы ни был ученик. Не всегда мотивация во власти преподавателя. Он может как-то подтолкнуть, сдвинуть, но если человек не хочет, объяснить, зачем ему это надо и почему так, не всегда работает.

— Мне кажется это странная ситуация. Потому что если человек не хочет, взрослый человек, который имеет выбор, он просто не придет.

— Когда люди приходят заниматься танго, 90% не знают, что они хотят. Открытый урок перед набором группы проводишь, слово «милонга» дай бог слышало 10%. Знают, что это такое, из них еще половина.

— А на что идут?

— Танго.

— Танго? Картинка какая-то?

— Одно время, давно. Скажем, лет 10 назад, когда мы только начинали преподавать, сильным мотиватором был Gotan Project.

— Музыка.

— Электронное танго. Тогда была волна Bajofondo, Карлос Лебедински, Gotan Project, все вот это и в танго-тусовке было популярно. И не танцующие люди могли об этом больше слышать. Тогда Gotan Project даже по радио крутили. Сейчас его услышать по радио можно сильно реже. Мне вообще нравится спрашивать людей на открытых уроках, почему танго. Отвечать необязательно, но если да, то будет здорово. Они дают разные ответы. Раньше был Gotan Project и Пьяццола. Фильм «Запах женщины» — популярнейший ответ. Но фильмов-то не так много.

— «В джазе только девушки».

— «Дафна, вы опять ведете?»

— Но это вряд ли кого-то сильно привлечет. :о)

— Нет, этого фильма в списке не было. Кто-то через знакомых идет. Но когда ученик приходит и понимает что он хочет.. Вот он съездил куда-то и попал на милонгу. Такого, что пришел в Москве на милонгу и захотел заниматься, такое почему-то случается реже. Чаще история такая: человек поехал в отпуск, случайно попал и пропал.

— Интересно. Многие даже знакомятся так: живут на соседних улицах, а знакомятся друг с другом в соседней стране. Странно что не в родном городе попадают на милонги. Может они плохо рекламируются?

— Милонги вообще не рекламируются. И это хорошо. Потому что милонга — это для своих. На милонге есть атмосфера. Ты пришел, ты знаешь что тебе после каждого танца не будут хлопать из дальнего угла. Именно поэтому я не очень люблю, когда милонги делают в кафе или ресторанах, где присутствуют обычные посетители. Обычные люди.

— Про обычных людей. Все говорят, что танго — это социальный танец. На твой взгляд, почему такой социальный танец имеет столь высокий на мой взгляд порог вхождения для обычного человека, который пришел танцевать?

— Я сам раз в жизни был на одном уроке сальсы, уроки линди-хопа видел со стороны, потому что другая школа занимается с нами в одном и том же зале. Поэтому у меня не очень большой опыт, что касается других социальных танцев. Обобщить будет довольно сложно. Но в целом, как я понял насчет того же линди-хопа, наверняка там есть свои марианские впадины и глубины, но то, что предлагается людям, такая визитная карточка — это радость движения, которая довольно таки доступна в плане сложности движения. Быстрая и веселая музыка. Там очень много молодежи. А в танго.. В линди-хопе нет туфель за 8000 рублей.

— Да, для женщин это большой минус. Или плюс.

— Или плюс. В Буэнос-Айресе, если это не преподаватель, никого не увидишь в туфлях от Комильфо, народ танцует в чешках, в шлепках, кто в чем, и отлично себя чувствует. Конечно, я привел довольно таки условный пример. По поводу порога, я тут вспомнил еще важное и основное — это движение вместе, контакт в паре. Просто чтобы настроиться, чтобы понять, о чем разговор, требуется больше времени, больше усилий. Чтобы повторить какое-то движение, даже сложное, это всегда проще, чем думать о качестве этого самого движения. Чтобы не просто смотреть, что ты делаешь, а как ты это делаешь, как твое тело двигается в тот или иной момент. Мы можем танцевать какой-нибудь простой квадратик с крестиком, что-то очень простое внешне по ногам, но чтобы это было удобно обоим в паре. Есть ряд требований, которые нельзя просто взять «с кондачка»: не ломать руками, подать корпус вперед, добиться естественности в этом не совсем привычном положении и так далее.

— Я бы еще сказала, помимо технических сложностей и дорогих туфель за 8000 на мой взгляд есть сложность вхождения в социум этого социального танца. Как говорят, в Москве снобские милонги, со мной не танцуют..

— Я соглашусь. У меня тоже мысль вертится, если получится заметку напишу на эту тему для Маяка. Но мне кажется, что это все таки немного другой вопрос, если говорить о пороге вхождения в танго для людей, которые пришли со стороны. Они пока не знают, что ты будешь танцевать, а тебя будут оценивать. Для них пока это закрытая тема, они пока знают, что есть какие-то милонги, где, как сказали преподаватели, все танцуют со всеми.

— Обманули.

— Мне однажды один приятель расшифровал, шикарная фраза была. Что, допустим, были на милонге в Риме, там все танцуют со всеми. То есть, начинающие с начинающими, продолжающие с продолжающими, преподаватели с преподавателями. А такая социальность.. Знаешь, тоже на правах шутки. Иногда девчонки многие, особенно кто съездит в южную Европу, Италия, Испания, Франция, говорят: я там вообще не сидела, как ко мне бежал тот дедушка в пиджаке, как он делал ганчо — как в последний раз!

— Подтверждаю.

— Там во многом под социальностью подразумевается выйти, пообщаться, хорошо провести время. Это все сильно проще. У нас, да и не только у нас, кстати говоря, какой-то такой перфекционизм, требовательность к себе. И соответственно, ты больше требуешь с себя, ты начинаешь автоматически больше требовать с других. С одной стороны мы имеем, как писал Филипп: зачем эта классика и техника, когда есть бесплатное вино и ганчо, а с другой стороны этот перфекционизм часто порождает какую-то замкнутость и клановость. Что значит клановость? Это не значит, что мы тут все такие снобы, что вообще нос воротим. Я немного раскрою ту идею, о которой хочу подумать для заметки. Мне тут один приятель сказал — это не его личное мнение, его многие разделяют — а он давно танцует, лет 10. Он говорит, что я вот могу раскрыться в танце только со знакомым человеком. А вот мне это очень странно. Лично для меня прелесть танго, что ты можешь танцевать с незнакомым человеком, этот процесс знакомства на танцполе на 10 минут — это интересно. Мне нравится танцевать с незнакомыми девушками. Я не только с незнакомыми танцую, но я себе не ставлю такой барьер. Я знаю, что многие ребята, мои друзья и коллеги танцуют только со знакомыми. Это не вопрос, что я вот преподаватель, я буду вытанцовывать своих учениц, или это вот мои друзья и больше мне никто не интересен. Может быть, что человек учился, себя переламывал, чтобы научиться танцевать, научиться ходить на милонгах, вот он достиг чего-то, он приходит на милонгу, его там многие знают, ему рады, и он успокаивается, расслабляется. И ему не надо уже никакого стресса. Незнакомая девушка может и отказать.

— Может. А знакомая не откажет?

— Откажет, но по-другому. Сегодня откажет, не откажет завтра. И от этого не перестанет быть знакомой. Я имею в виду, хорошая знакомая, с приятельскими отношениями. А ведь ты приходишь на милонгу, встаешь в угол и начинаешь кабесеить девушку и тот, кто танцует 10 лет абсолютно в одинаковых правах с тем, кто танцует год. Может пойдет, может не пойдет.

— Если она их еще не видела.

— Да. Именно по этой причине мужики сильно меньше ездят куда-то танцевать. По личным впечатлениям, очень часто ребята куда-то приезжают и танцуют со своими. Называется «свои самовары». Спрашиваешь: а что ты сюда ехал? Отговорок может быть много. Но я думаю что это в чем-то робость, в чем-то подспудное нежелание лишний раз напрягаться. Ты же приехал на отдых, ты вырвался с работы, тебе хочется чего-то более спокойного, приятного, а местная МарьИванна привыкла, что очо ведут не так, как ты привык. А вдруг будет конфуз? Всякое возможно.

— Мне сейчас очень интересно тебя слушать. Потому что это мужская точка зрения — до этого как-то больше с женщинами общаться приходилось, которые в основном скорее переживают, что приглашений недостаточно. Интересно послушать, почему мужчины приглашают меньше, чем могли бы.

— Боятся. У меня есть приятель один, звезда европейский фестивалей. Такое ощущение, что он знает всех. Но все таки многих, но не всех. Он приезжает на фестиваль, и у него на каждом есть знакомые. И тут я его наблюдал в одном месте, где у него знакомых не оказалось. Человек реально сник. А этот человек танцует лет 20. Неплохо танцует.

— Не потанцевал?

— Пообщался, хорошо провел вечер. Кстати на эту тему, социальности, мне очень понравилась фраза Себастьяна Арсе. Чем танго здесь, у вас, отличается от танго в Аргентине. И еще была статья Сигрид: я тут сходила на милонгу, потанцевала всего два раза и пришла домой злая, как фурия. Что если много не танцую, то для меня милонга неудачная. И тут не сговариваясь, через пару дней месседж от Себастьяна: вы здесь приходите на милонгу, и если вы не натанцевались до дрожи в коленях, вы считаете что у вас милонга плохая. Аргентинцы приходят пообщаться с друзьями, пропустить стаканчик, послушать музыку. И если захочется, и повезет, потанцевать. Нет — и так хорошо. Он одной девушке я слышал, высказывал: ты пришла на милонгу, ты чего туфли одела? Ты еще не знаешь, кто здесь, ты еще не знаешь, какая будет играть музыка, ты уже в туфлях.

— Это при тебе было?

— Да. Положа руку на сердце, маэстро немножко перегнул палку. Но направление мысли было интересно. Отношение. Пусть ты никого не знаешь, пусть ты тут вообще первый раз. Посмотри как танцуют. Послушай музыку, музыка чудесная. К тому же, бывают некоторые диджеи, которые будут тебя удивлять, даже если ты очень хорошо знаешь музыку. Бывает. Сходил раз, сходил два, сходил три, и четвертый раз тебя уже лучше знают. Обжил место.

— Мне тоже интересно: все эти люди, которые танцуют только со знакомыми, они же как-то с ними познакомились?

— Ну это когда был запал, когда глаз горел, а теперь хочется пожинать плоды.

— У меня пока складывается впечатление, что мужчины не завоеватели. Они как-то берут территорию, а потом ее обживают, обрабатывают, сажают рожь. :о)

— Обрастают шторками, мебелью, покупают люстры. А такое, чтобы «и снова в бой» — редко бывает.

— Ладно. Зайдем тогда с другой стороны. На твой взгляд, какими качествами нужно обладать девушке, чтобы пользоваться большой популярностью среди мужчин?

— На милонге темно, достаточно короткой юбки. Шутка. :о) Но это же не только мое мнение, есть два пути: или ты хорошо танцуешь или у тебя короткая юбка.

— Но это еще надо показать, что хорошо танцуешь. Я могу хорошо танцевать, но меня вот не приглашают, и никто не знает, что я хорошо танцую, например.

— Но ты хорошо танцевать научилась же не дома? Ты училась где-то, там были какие-то одногрупники, в процессе обучения вы познакомились скорее всего. Вместе куда-то сходили, на практику, на милонгу. На практике познакомились с кем-то еще. Этот круг общения наращивается довольно естественно. Не берем в пример, если человек совсем мизантроп, такие случаи редкие. Хотя вот Чичо же танцует. Кому арбуз, кому хрящик. Кому-то надо, чтобы у тебя болео в потолок летало, тогда он будет доволен. А кому-то нужны обнимашечки: обнимашечки есть, все, больше ничего не надо. Мне кажется это разные вкусы. Переходя к общему: если девушка любит танцевать, если ей это вообще нравится, то это по ней очень видно. Во-первых, как она будет сидеть. Вот она услышит новое танго, она услышит, что это Бьяджи, она узнает эту песню, она любит эту песню, хотя может не знать, как она называется. У нее в глазах будут все эти акценты просто от блеска. Это видно.

— Заинтересованность привлекает?

— Неслучайность. Я тут не просто так пришла юбку показать. Ну пришла, показала, молодец.

— Ну и я так поняла, опять же заход с той же стороны: девушке тоже желательно познакомиться с как можно большим количеством мужчин? Чтобы танцевать больше или может быть, лучше — на ее вкус.

— Если мы говорим про здесь и сейчас, про местные реалии, да. Я тут процитирую Олю, ее девушки спрашивают: я прихожу на милонги, я сижу. — Сиди. Ходи. Ходи и сиди. Полгода ходи. Через полгода будет результат.

— Не досиживают?

— Не знаю, я не подбивал статистику. Но я знаю, что этот совет рабочий. Полгода нужно чтобы примелькаться. Есть некий организм на милонге, чтобы он тебя не отторг сразу. Попытки с разбегу сразу прыгнуть на шею могут быть наоборот восприняты с опаской, а так, организм, милонга, место — сюда же приходят не одни и те же люди. Есть постоянные посетители, кто-то приходит раз в неделю, кто-то три раза в месяц, неважно. Ходи, и будет результат. Ну и на уроки тоже ходи. И на практики.

— Кстати, про практики. Как ты думаешь, нужны ли чисто мужские практики, чтобы все хардкорно, по традиции?

— Я пытался сделать. Мне показалось, что со стороны ребят на разовые мероприятия интерес был, а на постоянной основе не очень.

— То есть практики такие были бы полезны?

— В принципе да.

— Почему?

— Мне кажется, что мужчинам нужно понимать женскую технику — не танцевать за девочку, но понимать ее роль очень полезно, чтобы лучше представлять, что ты делаешь чтобы получить то-то и то-то. Девчонкам наоборот. Тем, кто еще не очень уверен в собственном движении, начинающим я очень не рекомендую водить. Почему? Я много раз встречал девушек, кто танцует даже довольно давно. Ты с ней танцуешь: мягко, спокойно, хорошо, объятие, все чудесно. А когда она начинает водить, у нее включаются все мышцы, которые в спине есть, не просто корсет, а как доспехи одели. Зачем все это? Говорю, вот смотри, я тебя тяжелее, но я же тебя не веду мышцами и руками, я тебя веду всем корпусом. Почему ты хочешь меня сдвинуть и при этом еще напрягаешься так сильно? Девчонки когда начинают водить, не все, но я часто замечал, что они при этом начинают больше напрягаться. И потом, когда они танцуют за девочку, это напряжение не всегда уходит. А мужикам чтобы почувствовать на себе как это все происходит, полезно. Если есть контингент добровольцев, человек 8, то практику можно делать.

— Подытожу: такие практики очень полезны чтобы получить адекватную обратную связь от партнера, которого, скажем так, не очень жалко, и который с тобой честен.

— Да. Не то, чтобы жалко или честен. Хотя, почему нет. Пусть он будет плохо вестись, он будет тяжелый, он может быть сам ходить будет, он реально тяжелый — масса сильно больше чем у девушки. Тебе надо все равно его пригласить правильно, чтобы ему приятно было.

— Интересно. Еще хочу спросить про мужчин. Как ты считаешь, важно ли мужчине правильно одеваться на милонгу?

— Слово «правильно» я оставлю за скобками. А ответ — да. Это говорит Слава, который столько лет танцевал в любимых футболках: рыжая, цветастая. Обязаловкой я бы это не назвал, но то, к чему я сам пришел — мне нравится танцевать в пиджаке. Сейчас в Суздаль я пиджак не взял, очень жарко. Но обычно даже в жаркое время года я часто пиджак одеваю, потому что у меня спина мокрая, но ты об этом не знаешь, когда со мной танцуешь.

— Такая тактическая цель?

— В том числе. Плюс то, как ты одеваешься, оно может, я не говорю что будет, но может помочь тебе создать какое-то настроение, какой-то образ свой, исходя из которого ты уже в танце будешь как-то выражаться. Тоже не моя фраза, мне один ученик подарил, мне очень нравится. Саше Болотову привет! Что разные настроения во время танца, они как костюмы. Может быть более строгое, с рубашкой в полосочку. Или более спокойное, как футболочка любимая, или вообще официальное дальше некуда, черное с белым. Нам музыка предлагает разные настроения, мы их как-то через себя пропускаем, и как-то выражаем. То же самое и одежда. Можно ходить в джинсах с футболкой, это демократично с одной стороны. С другой, даже не буду говорить, что это не всегда опрятно, но можно к любимой футболке с собой взять еще парочку запасных. Самое главное, если ты чувствуешь себя комфортно, то почему нет. Не пускать на милонги, если ты пришел в рубашке не того цвета, я считаю что это перебор. Но в Буэнос-Айресе так и было. Может быть ты видела фильм «Милонгерос»? Там интервью у милонгерос берут, и дедушки рассказывают, как оно было. Обязательно пиджак с галстуком. Если ты придешь не в белой рубашке, а в голубой, тебя не пустят. Если у тебя неопрятная стрижка, тебя не пустят. Жестко. Сейчас там милонга «Глориетта», на которую больше местные приходят, у которых нет денег на танго туфли. Они приходят в шортах, в сандалиях, без носков, и отлично танцуют. Сейчас это ушло. В Буэнос-Айресе есть милонги, куда приходят местные. Они такие, типа опенэйр. Очень демократичные. Сам удивился когда увидел.

— Необычно это слышать, особенно после некоторых примеров знакомых мне людей, которые очень менялись после того как ездили в Буэнос-Айрес, менялись внешне в плане одежды.

— В Буэнос-Айресе много милонг, они все разные. Я первый раз когда приехал, очень сильно поменялся не в стиле одежды, а в подходе к танцу. Первые два месяца пытался танцевать милонгеро-милонгеро, которое здесь никто не танцует. Потом потихоньку ушло, рассосалось. Мне кажется что какой-то критерий по подбору гардероба это может быть перебор. Но было бы здорово, чтобы человек, когда собирается на милонгу, осознанно думал, что он хочет одеть. Хочет одеть шаровары и маечку в сеточку — потому что он себя в них отлично чувствует и он специально выбирает эту одежду, т.к. сидит весь день в офисе в костюме. Если ему так хорошо будет, пусть. Но это не потому что он в чем на работу пошел, в том и приехал. Вот это я считаю наверно не очень хорошо.

— Важно готовиться. Отлично. Прекрасный переход про подготовку. Я человек в некоторых моментах маленький, как ребенок, для меня взаимодействие в танго всегда как некое небольшое чудо, и выступления маэстро или какой-нибудь пары, которая красиво танцует на милонге, потом выступает — я всегда раньше думала, что это чистая импровизация, до тех пор пока совершенно случайно не понимала, что танец, который я видела вживую, это не то, что рождается здесь и сейчас, а заготовка, потому что я его вижу фактически шаг в шаг в записи в другом месте. Мне от этого всегда почему-то было очень грустно. В самом начале нашего разговора ты говорил про хореографию, про то, что к выступлениям надо бы готовиться. Но..

— Интересная тема. Неоднозначная. У меня самого периодически мнение по этому вопросу меняется. Мы однажды с Олей выступали, не помню, то ли на открытии, то ли на закрытии Ночей Милонгеро. Мы танцевали, выбрали музыку, «La Bordona» Pugliese. Вместе с нами среди выступающих были Себастьян с Марианой. После выступления Себастьян подошел и сказал: ребята, а вы номера не ставите? — Нет. — Я видел, я понял. Хотите я вам номер поставлю? — Да, для нас это большая честь. Нас тогда пригласили на одно из наших первых выступлений на фестивале в Амстердаме, Тангомагии. И как раз Себастьян помог поставить нам номер, с которым мы там выступили. До этого все наши выступления всегда были импровизацией. У обоих подходов есть свои плюсы, свои минусы. Мне нравится и то, и другое. Мне нравится, когда маэстрос показывают какую-то домашнюю заготовку, хореографию с какой-то идеей. У него была какая-то идея, он ее продумал, отработал и красивую картинку показал. А в конце, третьим танцем, станцевал импровизацию. Мне очень нравится, когда одна и та же пара в течение вечера делает и то, и то. И даже ждешь. Вот ты видишь хореографию, и думаешь: а теперь хочется посмотреть, как вы это будете делать не «под запись».

Когда ты импровизируешь, ты используешь 20-25% того, что ты можешь. Чтобы импровизировать в реальном режиме, в реальном времени и при этом поднять КПД, суметь выдать больше от того, что ты можешь, нужна очень большая танцевальная практика. Танцевать, танцевать вместе, натанцовывать. У нас с Олей, к сожалению, нет столько времени на такую практику. У нас на неделе уроки, на уроках другая программа. На милонгу если раз в неделю выбрались, хорошо. На милонге ты танцуешь для себя и о такой практике речь не идет. Раз в неделю собрались вместе что-то отработать — это не то. Я сейчас более менее в хронологическом порядке рассказываю о своем подходе. Когда Себастьян предложил, мы решили эту идею примерить. И чем она еще понравилась: когда ты что-то ставишь, ты попутно прорабатываешь очень много. Постановка танца, который ты даже нигде не будешь показывать, это такой level-up, тренинг для себя. Именно поэтому я потом эту идею пробовал предлагать, разбирать хореографию на уроках. Вот мы берем такую композицию и мы ее ставим как групповую хореографию. Показывать нигде не будем, но пока мы это будем ставить, мы с вами поговорим о динамике, музыкальности, об акцентах, о технике — обо всем. И об элементной базе. На мой взгляд это правда довольно таки полезная и интересная штука, как некий курс, семинар. Про само выступление, про свои шоу. Все таки танец на сцене и танец на милонге это слишком разные вещи. Когда ты танцуешь на сцене, пусть даже это родители других выступающих, но ты танцуешь для людей, которые не совсем «в материале», ты танцуешь больше наружу, тебе нужно показать красивую картинку, создать приятное настроение даже у тех, кто сидит на последнем ряду бельэтажа.

Когда ты танцуешь на милонге, ты понимаешь что как правило те, кто здесь собрались, уже «в танке», и показывать им «лубок» не проходит. Когда проходит, я даже сам удивляюсь. :о) На выступлении на милонге импровизация будет смотреться сильно лучше, чем импровизация на сцене. На сцене должна быть постановка. Дальше это уже вопрос, где ты выступаешь, что ты хочешь показать. Допустим, если ты хочешь показать, что в твоем понимании значит «танцевать танго», у тебя не очень большая аудитория, ты приехал куда-то с семинаром. Чтобы получилось что-то элегантное и красивое, достойное, чтобы потом самому было не стыдно в youtube смотреть, нужно танцевать, импровизируя, в режиме 60% мощности. Не пытаться показать сразу все, что можешь, потому что точно не получится, получится ерунда какая-то. А если это будет спокойно, элегантно — уже будет неплохо.

Минусы импровизации. Давеча к нам в Москву приезжал не буду говорить кто. Я сразу понял, что он собирается показывать на семинарах. Тема ближайших двух уроков была видна сразу. Видимо, человек об этом думает, ему эта фишка нравится, и он эту фишку вставил во все четыре танца. И в танго разные, в быстрое и в спокойное, и в милонгу. Но смотреть на это было.. То есть, импровизация импровизации рознь. Человек может мыслями не собрался, или подумал что и так схавают, я не знаю. На мой взгляд, это было неуважение к танцу. Вот Чичо всегда танцует импровизацию. «Барон Мюнхгаузен известен не тем, что летал-не летал, а тем, что не врет». Я к нему как-то давно подошел и спросил: извините пожалуйста, а это сейчас была импровизация? — Да. А потом еще спустя полгода: извините, а вот это тоже была импровизация? — Да. Слава, когда я буду танцевать хореографию, я тебе скажу. :о)

Чичо раньше любил танго «Milonguita», очень часто под него танцевал. В youtube откроешь «Чичо милонгита», и видишь кучу разных версий. Раз-ны-е. Музыка одна, а танцы разные. Но чтобы как Чичо научиться импровизировать, это огромная практика, нужно работать и работать.

— Километро-часы и желательно в своей паре?

— Люди, которые давно танцуют между собой, неплохо друг друга знают, у них какое-то взаимодействие нарабатывается. И даже если кто-то запнулся, второй поможет и поддержит. А если люди первый раз начали вместе уроки давать, мне кажется у них выбора танцевать импровизацию или хореографию не стоит. Им же надо сделать о себе хоршее впечатление, а с импровизацией у них шансов не очень много.

— Ты сейчас так сказал, что импровизация — это зло, хорошее впечатление с нее не получишь?

— Я говорю про себя. Если не пытаться показать сразу все, что умеешь, то вполне. Мы каждый год ездили на танго-кэмп в Судак. И наверно, последние года три к Судаку номера ставили. Минус постановки: чтобы она потом не надоела. Ты над ней долго работал, тебе хочется ее показать, но ты понимаешь, что можешь ее показать два-три раза, а больше уже неприлично. Мы там одну милонгу танцевали раз пять. Ну зачем. Скажут, ну вот, опять заезженная пластинка. А надо понимать, что подготовка постановки занимает достаточно много времени. Есть промежуточный подход. Сам не пользуюсь, но слышал. Ставим начало, ставим конец, а что в середине неважно. В прошлом октябре нас пригласили в Таллин, попросили там выступить, и мы там импровизировали. На основании личных ощущений хорошо пошло, сильно понравилось. И мы решили, надо эту идею развивать. В следующий раз уже не пошло. Все равно надо пытаться с этой идеей работать. Если все время что-то ставить, то навык уходит. То есть, и так хорошо, и так.

— Могу сказать, что лично меня больше всего расстраивает: когда я вижу танец один в один на простых шагах. Когда пара для себя, для своего уровня не делает ничего сложного, акробатического. Для сцены нужна постановка, чтобы было красиво, и понятно, что сейчас это хореография, люди готовились, два любых человека этого не сделают, им надо договориться заранее.

— Ну смотри, сейчас я говорю про подход. Если говорить про то, что я сам люблю видеть на танцполе, мне нравится когда пара — не знаю, они это готовят или у них само так получается — рассказывает историю. Танец это история, у нее есть вступление, развитие, эпилог. Некролог. В смысле, кульминация. Или агония. :о) Можно по разному назвать. Очень нравится, когда пара, допустим, первые 16 тактов после того, как пара сформировалась, она просто спокойно ходит. Конечно, от музыки зависит. Но если это ДиСарли, Кало, Фреседо, то так. А потом уже от этого движения, от ровной линии вести всякие завиточки, кренделечки, вырисовывать розочки. Это для милонги. На концерт для родителей это тоже нехорошо, а на милонге для танцующих просто показать: посмотрите ребята, как мы считаем танго может выглядеть. Кстати, на Тангомагии в Амстердаме одно время после выступления Чичо народ говорил: нет, мы сейчас на танцпол не пойдем, мы пару танд пересидим, а то же рубилово. Потому что маэстро заводной, и всем так же надо. Чичо сам по-другому стал танцевать, пиджак одел, но как он умеет с акробатикой и так далее — люди пытаются повторить.

— Мне очень понравилась твоя фраза, не помню где я ее видела, о том что: не надо мне показывать то, что я не смогу повторить, если я захочу увидеть то, что для меня недоступно, я пойду в цирк.

— Это мы не про хореографию, это мы вообще про построение танца. Это может быть более или менее осознанно. Мы выбираем что-то в зависимости от настроения, фазы луны, от того, как ты сейчас чувствуешь девушку, которую пригласил, пусть ты ее давно знаешь. Текущий момент будет тебя сподвигать танцевать более «интересно», от элементов, или поиграть с музыкой, ты будешь вес менять, но на таких синкопах, что все. Или больше про объятие. На переднее место могут выходить разные акценты. В плане шоу, когда акцент смещают на какую-то совсем акробатику, а для людей, которые это делают — акробатика не главное занятие в жизни. Если бы акробатика была главным в их жизни, они бы правда выступали в цирке, на них было бы приятно смотреть, это было бы уместно. А здесь, на мой взгляд, собрались за другим.

— На такой радостной ноте, расскажи пожалуйста про твое самое яркое впечатление от танца?

— Яркое — очень расплывчатое слово.

— Незабываемое, необыкновенное, из ряда вон выходящее.

— Я не могу ничего сказать.

— Ты сейчас сказал, что ты самый счастливый человек в танго? У тебя вся жизнь видимо очень яркая, танцевальная по крайней мере. :о) Хорошо. Есть такая особенность, многие люди боятся, и мужчины как мы выяснили тоже, стесняются ходить на милонги, танцевать прилюдно особенно. Это ж страшно, увидит же кто-то, а я такой неуклюжий и ничего не умею. Что бы ты мог им порекомендовать, посоветовать, как-то ободрить их с высоты своего опыта?

— Мы танцуем для себя. Для того, с кем мы танцуем и для себя. Поэтому неважно как это выглядит, важно как это чувствуешь ты и тот, для кого ты танцуешь. Это в общем-то фундамент танго. Качество движения важнее самого движения. Ощущение от движения в приоритете. Как не стесняться? Закрыть глаза и думать об Англии (с). Начать это делать. Бояться, но делать. А уверенность придет. Стеснение оно скорее правда от неуверенности. Перед тем, как выйти на милонгу, начать танцевать на практиках. Договориться с кем-то и походить. Почувствовать, набраться уверенности.

— Здорово. Спасибо тебе большое!

— Не за что. Надеюсь, кому-то было интересно.

— Мне-то точно было интересно, думаю и многим другим тоже будет интересно это послушать. Напоминаю, что сегодня я разговаривала с одним из старейших, известнейших преподавателей аргентинского танго в Москве,

— Рано хороните! :о)

— руководителем школы GoTango, Вячеславом Ивановым.

— Спасибо за внимание.

__________________________________

Добавлю, что Вячеслав Иванов замечательный, очень внимательный и вдумчивый педагог, а также крайне приятный в общении, тонкий и интеллигентный человек. Подробнее познакомиться с ним и его школой можно на сайте школы «GoTango».

Помимо этого стоит посетить самый популярный форум, созданный Славой, посвященный аргентинскому танго в России.

Другие интервью

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

2 комментария к “Вячеслав Иванов «К танцу важно готовиться»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *